Элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки

Элективные курсы предназначены для учащихся 9 классов.

Цель элективных курсов:
      Подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.

Задачи элективных курсов:
      - оказать практико-ориентированную помощь в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования;
      - способствовать раскрытию потенциальных возможностей интеллекта учащихся, формировать умения учащихся работать с дополнительной литературой, а также с другими источниками информации.

Типы элективных курсов:
      - предметно-ориентированные;
      - межпредметные;

      - ориентационные.

Виды программ элективных курсов:
      - традиционная;
      - авторская;
      - адаптированная.

Список элективных курсов школы:

      1.   "Химия в жизни человека"
      2.   "Винтики выразительности"
      3.   "Что такое комбинаторика"
      4.   "Я бы в физики пошел"
      5.   "Выдающаяся личность: психологический портрет"
      6.   "Тайны живой природы"
      7.   "В мире карты и ориентиров"
      8.   "Элементы математической статистики"
      9.   "Наука о рациональной жизни"
      10. "Познай себя, найди себя"
      11. "Основы правовых знаний"

"Химия в жизни человека"
(элективный курс по химии)

 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
 ориентационный  адаптированная
12
 Беседы. Практикумы.  Наделяева Т.А.

Элективные курсы по данной теме необходимы для того, чтобы повысить интерес к предмету.

Данная программа элективных курсов определяет базовый уровень содержания подготовки по химии учащихся.

Задачи курса:
      - формирование у учащихся знаний основ науки - важнейших факторов, понятий, законов и теорий, химического языка;
      - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
      - формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

Курс рассчитан на 12 часов, по 1 ч. в неделю.

Данный элективный курс включает следующие разделы:

  1. Химия и питание.
  2. Химия и медицина.
  3. Бытовая химия.
  4. Практикум.
 
Тема занятия Основные понятия Практикум
Раздел "Химия и питание"
1. Витамины Историческая справка, виды витаминов, суточная потребность, функции, классификация Составление таблицы "Витамины, виды, функции"
2. Практическое занятие   1. Определение витамина А в подсолнечном масле.
2. Определение витамина С в яблочном соке.
3. Определение витамина Д в курином желтке.
3. Пищевые добавки Красители, наполнители, разрыхлители, консерванты, подсластители, усилители вкуса, пряности  
4. Практическое занятие   Определение свойств пищевых добавок.
Составление таблицы (характеристика: цвет, запах, вкусовые качества)
Раздел "Химия и медицина"
5. Фармакология История развития фармакологии.  
6. Виды лекарств. Принцип действия лекарств Антибиотики, сердечные, йод, вода. Составление таблицы "Виды лекарств"
7. Группы лекарств   Выявление групп лекарств и определение признаков сходства.
8. Практическое занятие   Определение свойств аспирина, парацетамола, нашатырного спирта, валидола, нитроглицерина, йода.
Раздел "Бытовая химия"
9. Синтетические моющие средства СМС Определение свойств белизны, мыла.
10. Символы, обозначающие условия по уходу за изделиями   Составление таблицы символов
11. Косметические средства История открытия косметических средств Определение состава дезодорантов, шампуней, зубной пасты.
12. Практическое занятие   Действие некоторых химических реактивов на порошки, белизну, зубную пасту.

Итогом данного элективного курса будет создание небольшого рекламного плаката по данной теме элективного курса.

 

"Винтики выразительности языка"
(элективный курс по русскому языку)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентированный  авторская
12
 Лекции. Анализ текста.  Винник Н.А.

      Пояснительная записка

        При введении профильного обучения в старшей школе необходима организация предпрофильной подготовки учащихся среднего звена, которая является предпосылкой для организации в школе филологического класса. Элективный курс «Винтики выразительности языка» должен оказать помощь самоопределиться, сделать осознанный выбор в дальнейшем обучении.

        Тема и программа курса актуальны в наше время, т.к. содержит необходимый материал для подготовки к выполнению части С (рецензии, отзыв) ЕГЭ.

        Данный курс является дополнением содержания базового курса. Открывает новые возможности для углубления знаний в разделе «Лингвистический анализ текста».

        Цель данного курса: cоздать условия для реализации учащимися своего интереса к русскому языку как учебному предмету через изучение различных средств художественной изобразительности.

        Данная цель реализуется посредством решения задач:

        1) Изучить различные средства художественной изобразительности в теории.
        2) Учиться находить средства художественной изобразительности в тексте.
        3) Формировать навыки лингвистического анализа текста с нахождением средств изобразительности и объяснением их функций в тексте.
        4) Учиться создавать собственные тексты (мини-сочинения) и провести самоанализ на определение процента употребления художественных средств.
        5) Развивать творческие способности детей.

        Данный курс предполагает знание учащимися средств художественной изобразительности, приобретение умения находить средства художественной изобразительности и объяснять их функции в тексте; развитие умения применять изобразительные средства в создании собственных текстов.

      Учебно-тематический план

 
Темы для учащихся Деятельность учащихся Контрольные точки Часы
1. Предмет словесности.
Виды словесных средств
Выразительное чтение. Диагностика ЗУН (анкетирование) 1 ч.
2. Эпитет. Сравнение.
Функции эпитета и сравнений в тексте
Работа с текстом   1 ч.
3. Аллегория.
Функции аллегории в тексте
Работа с текстом   1 ч.
4. Тропы: метафора и метонимия.
Сходство и различие. Функции в тексте
Работа с текстом   2 ч.
5. Гипербола и литота, их функции в тексте Работа с текстом   1 ч.
6. Тропы в художественном тексте Письменная работа (анализ текста) Контрольная работа 1 ч.
7. Фигуры речи: анафора и эпифора.
Их функции в тексте
Работа с текстом   1 ч.
8. Антитеза Работа с текстом   1 ч.
9. Риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение Работа с текстом. Выразительное чтение.   1 ч.
10. Выразительные средства языка в создании собственного текста Индивидуальная работа Сочинение с использованием выразительных средств языка. 1 ч.
11. Анализ созданных собственных текстов с точки зрения изобразительных средств языка Работа над ошибками Диагностика ЗУН (анкетирование) 1 ч.
12. Резервные часы Создание собственного текста   2 ч.
  14 ч.

Письменные работы:

        1) Конспекты.
        2) Образцы анализов текста.
        3) Собственные тексты с использованием изученных языковых средств.

Список используемой литературы:

        1) Горшков А.И. «Русская словесность», 10-11 кл., М. – «Дрофа», 2002 г.
        2) Серебрякова В.А., Нелюбова Н.Я. «Сборник программ элективных курсов гуманитарного профиля», ЧИПКРО, Чита, 2004 г.

 

"Что такое комбинаторика?"
(элективный курс по математике)

 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентированный  авторская
18
 Лекции. Семинары.  Рузиева А.П.

      Пояснительная записка

      Элективный курс «Что такое комбинаторика?» рассчитан на 18 часов. Данная программа курса своим содержанием может привлечь внимание значительного числа школьников, а не только наиболее сильных. Материал предлагаемого курса поможет учителю показать своим ученикам красоту и совершенство, многообразие комбинаторных задач.

      Цель курса:
      Ознакомление учащихся с элементами комбинаторики для использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

      Задачи курса:
      1) Познакомить учащихся с понятием комбинаторных задач, с правилами их решения, с комбинаторными тождествами.
      2) Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
      3) Предоставить учащимся возможность расширить свой кругозор и проанализировать свои способности к математике.

      В результате изучения этого курса учащиеся должны знать:
      1) Понятие комбинаторной задачи.
      2) Правила решения таких задач.
      3) Основные формулы.

      Уметь:
      1) Находить количество вариантов выбора элементов из заданной совокупности.
      2) Определять количество способов разбиения совокупности на заданное число групп.
      3) Использовать простейшие комбинаторные схемы.

      Пояснительная записка

 
Содержание Количество часов Форма занятий Форма контроля
I

Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения.

1) Какую задачу называют комбинаторной. Исторический экскурс.
2)
Правило умножения.
3)
Решение задач.
4)
Дерево вариантов.
5)
Перестановки.
6)
Решение задач.

6



Лекция
Беседа
Практикум
Урок-сказка (поиск. работа)
Урок изучение нового материала
Обобщающий урок

С-р
II Выбор нескольких элементов сочинения
1) Выбор двух элементов.
2) Числа Cn.
3) Выбор трех и более элементов.
4) Решение задач.
4 Лекция

Беседа
Обобщающий урок
С-р
III Комбинаторные тождества. Треугольник Паскаля.
1) Комбинаторные тождества.
2) Что такое треугольник Паскаля и как его "построить".
3) Треугольник Паскаля и возведение в степень двучлена.
4) Применение комбинаторики вразных науках (итоговый урок)
3






2


Исследовательская работа





Конференция
Защита рефератов
  Вне аудиторное время
3
   
  Итого:
18
   

 

"Я бы в физики пошел"
(элективный курс по физике)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентированный  адаптированная
6
 Практикумы. Семинары.  Седикова Е.А.

 

   
 

  «Не знаю, чем могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу ... в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным»

И. Ньютон

      Пояснительная записка

      Приоритетной задачей данного элективного курса является уточнение способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне и возможность его дальнейшего обучения в классе с углубленным изучением физики.

      Достичь этого предлагается путем выявления у учащихся знаний основ физики и умения решать задачи по основным разделам физики («Механика», «Электродинамика», «Молекулярная физика»), рассмотреть основные методы решения физических задач. Содержание программы включает в себя стартовый тест, позволяющий выявлять уровень обученности по физике; усвоение методов решения физических задач; итоговое тестирование, дающее возможность рекомендовать учащимся дальнейший выбор профиля.

      Содержание программы

      Занятие 1.
      Стартовое тестирование

      Тест включает в себя задания для определения знаний физических величин и их единиц измерения, понятий, явлений, физических законов и. т.д.: умений решать качественные и расчетные задачи (45 минут).

      Занятия 2, 3, 4, 5.
      Методы решения физических задач

      Данные занятия имеют сходную структуру:

      1. Разбор метода решения задачи с примером (10 минут).
      2. Самостоятельная работа учащихся по решению разноуровневых задач данным методом с индивидуальным консультированием (20 минут).
      3. Анализ выполненных заданий, разбор типичных ошибок (15 минут)

      Занятие 6.
      Итоговое тестирование

      После проведения итогового тестирования каждый ученик получает оценку в баллах и в зависимости от их количества получает рекомендацию учителя по дальнейшему обучению в том или ином профиле. Возможна выдача сертификатов с краткой характеристикой типа:
      - «физик»
      - «физик-лирик»
      - «лирик»

 

"Выдающаяся личность: психологический портрет"
(элективный курс по истории и МХК)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
межпредметный  авторская
12
Доклады и их обсуждения, микроисследование, коллективное исследование.  Струкова В.И.

Область знаний:
      История, обществознание, мировая художественная культура, психология.
      Курс интегрированный.

      Пояснительная записка

      Основным содержанием курса является ответ на вопросы: какую личность можно считать выдающейся? Для получения этого ответа ребята изучают биографии (по своему выбору) великих людей. При этом акцент делается не столько на поступки этих людей, сколько на их характеристики. В результате работы курса должен быть составлен некий обобщающий портрет, содержащий психологическую характеристику выдающейся личности, при этом ребята закрепляют полученные на уроках знания, расширяют свой кругозор, знакомятся с новыми понятиями. Это можно считать образовательной целью программы.

      В ходе работы ребята учатся анализировать, сопоставлять, обобщать, решать эвристические задачи. Эти операции мышления отвечают требованиям развивающей цели.

      Знакомясь с биографиями выдающихся людей разных эпох и цивилизаций, подростки получают ответ на вопрос, «делать жизнь с кого?». При этом достигается воспитательная цель программы.

      Основные понятия курса: личность, выдающаяся личность, характер, образ жизни, целеполагание и целеустремленность, ответственность, сила воли, самовоспитание.

      Содержание курса:

      Что такое личность? Что такое выдающаяся личность?

      Введение в программу.

      1-й блок:
            Выдающиеся исторические деятели.
            Особенности их деятельности, ее результаты.

      2-й блок:
            Гений искусства.
            Понятие одаренности и гениальности.

      3-й блок:
            Выдающиеся ученые.
            Соотношение природного и приобретенного составляющих в труде ученых.

      Заключение:
      Cоздание обобщенного психологического портрета выдающейся личности. Рефлексия: «чей характер произвел на меня большие впечатления? На кого я хотел бы быть похожим?»

      Базовый уровень:
      Представление о выдающейся личности, об основных чертах характера, путях и условиях превращения человека в великую личность. Оперирование такими понятиями, как личность, характер, образ жизни и др.

      Продвинутый уровень:
      Составление личной программы саморазвития.

 

"Тайны живой природы"
(элективный курс по биологии)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
межпредметный  адаптированная
12
Беседы. Дискуссии.  Витковская С.Б.

      Пояснительная записка

      Курс «Тайна живой природы» предназначен для учащихся 9-х классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе.

      Содержание курса рассчитано на изучение в течение 12 часов и включает шесть занятий:
      1) «Проблемы сущности и происхождение жизни на Земле».
      2) «Загадки о происхождении человека на Земле».
      3) «Загадки эволюции».
      4) «Современные исследования в генетике»,
      5) «Тайны генома»,
      6) «Загадки экологии».

      Особенность занятий - их проблемный дискуссионный и лекционный характер, включение в их содержание вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации (проблемы клонирования, получение трансгенных продуктов, профилактика СПИДа).

      При отборе содержания занятий используются вопросы из разных разделов биологии, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе.

      Содержание программы

      Занятие 1.
      Проблема сущности и происхождения жизни (2 ч.)

      Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни: самозарождение жизни, вечности жизни, космическое зарождение жизни, происхождения жизни на Земле естественным путем. Абиогену, его основные положения. Анабиоз, его проявление у разных организмов. Виды анабиоза. Изменения организмов в состоянии анабиоза, его продолжительность у растений, животных, микроорганизмов.

      Занятие 2.
      Загадки о происхождении человека на Земле (2 ч.)

      Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы и направления исторического развития человека. Человеческие расы, их происхождения и единство.

      Занятие 3.
      Загадки эволюции (2 ч.)

      Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы. Гипотезы вымирания динозавров: эволюционные, катастрофические.

      Занятие 4.
      Современ ные исследования в генетике (2 ч.)

      Достижения биологической науки в XX-XXI вв. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Биотехнология - двигатель будущего. Получение трансгенных продуктов питания.

      Занятие 5.
      Тайны генома (2 ч.)

      Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Наборы хромосом в клетках человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека.

      Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови.

      ВИЧ-инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.

      Занятие 6.
      Загадки экологии (2 ч.)

      Биологические ритмы, их проявления у растений, животных, человека. Суточные и сезонные ритмы, их роль в жизни организмов.

"В мире карты и ориентиров"
(элективный курс по географии)

 
Тип курса Программа Количество часов
Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентированный  адаптированная
16
Беседы. Дискуссии.  Семеняк О.В.

      Пояснительная записка

      Примерная программа по элективному курсу «Ориентирование в пространстве» предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы. Она предусматривает выполнение практических работ, проведение экскурсий, составление рефератов с целью закрепления полученных теоретических знаний.

      В примерную программу по элективному курсу учитель может вносить корректировку согласно целям курса.

      Данный курс ставит цель - на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий, явлений в жизни людей, о положительном и отрицательном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу.

      Углубить знания учащихся об окружающем мире. Закрепить полученные учащимися умения и навыки ориентирования на местности при различных природных обстоятельствах. Учить любить природу видеть её красоту.

     Программа включает 8 занятий по 2 часа каждое (теоретическая и практическая часть).

       Цель:
      Углубить знания учащихся об окружающем природном мире.

      Закрепить полученные учащимися умения и навыки ориентирования на местности при различных природных обстоятельствах. Учить любить природу, видеть ее красоту.

      Содержание программы

      Занятие 1.
      Введение. «Окружающая нас природа» (2 ч.)

      Земля с высоты птичьего полета (космонавты). Приспособление человека как биологического вида к земным условиям. Природа - единое целое. Закономерное развитие явлений и процессов в природе.

      Взаимосвязь компонентов природы представляет собой основу ориентирования применяемого человеком в самых различных условиях. Есть растение качим, которое растет только, где есть медные месторождения, а растение анемон поглощает никель — по нему определяются никелевые залежи. Растения - индикаторы (руды), растения - разведчики (химические свойства почв).

      Характеристика природных зон. Растений. Например, даурская лиственница любит солнце, не выносит сырость, поэтому растет на возвышенных местах, а ель, пихта - наоборот.

      Работа с гербариями.

      Занятие 2.
      «Определение месторасположения объектов на поверхности Земного шара» (2 ч.)

      Работа с картой. История создания карты. Определение широты, долготы, морской мили (ср. длина дуги. 1° географической широты - 111,12 км .: 60 = 1852 м.; 1 миля = 1852 м)

      Истинный меридиана. Номенклатура топографических карт.

      Пример работы:
      а) Определение истинного меридиана на местности (2 вешки - палки: одна на местонахождении, другая в направлении на Полярную звезду. Линия, соединяющая отмеченные места палок есть истинный меридиан).
      б) Определение сторон горизонта на местности.

      Занятие 3.
      Географические координаты. Нахождение азимута. Компас. Магнитный азимут (по компасу). Знакомство учащихся с приборами для ориентирования (гирокомпас - нереагирующий на магнитное поле Земли). Гирополукомпас - при отсутствии видимости. Спортивное ориентирование на местности (в походе).

      Практические занятия:
      а) Определение координат, азимута.
      б) Работа с топографическими картами.

      Занятие 4.
      «Простейшие пространственные измерения» (2 ч.)

      Глазомер (способность человека оценивать на глаз растения до предметов и размеры предметов). Можно развить путем постоянных терпеливых упражнений, прибор дальномер (5 ш.) (использование вытянутой руки, спичечный коробок (3 ш.) и др. предметов).

      Измерение шагами

      Практические занятия на местности.

      Занятие 5.
      «Ориентирование во времени» (2 ч.)

      Все явления окружающей насприроды происходят во времени. Всюду необходим точный учет времени. Часы ( 1404 г . - появились).

      История развития часов.

      Часовые пояса. Солнечные, механические часы, радиоактивные часы (горные породы, возраст Земли). Природные единицы измерения времени. (сутки, день, ночь, неделя, год). Определение времени по птицам, растениям (биологические часы) (петух; раскрытие и закрытие растений: паслен 5-6 ч. утра; роза 6-7 ч. утра; колокольчик 7-8 ч. — цветочные часы).

      Занятие 6.
      «Определение сторон горизонта по Солнцу, Луне, звездам».
      «Определение по растениям и животным» (2 ч.)

      Мох, годовые кольца, крона деревьев, кора дерева, ствол сосны при дожде черней с северной стороны, смола - с юга, и т.д.

      Животные: муравьи, степные пчелы - на юге гнездо строят; Сирийский поползень - на востоке, трехпалые чайки гнездятся на западных, северо­западных склонах островов.

      Практическая работа на местности «Определение сторон горизонта».

      Занятые 7.
      1) Определение сторон горизонта по рельефу, почве, снегу (таяние на юге), постройкам: в основном строения религиозного культа: алтари, часовни православных церквей обращены на восток, колокольни церквей обращены на запад. Опущенный край. Пагоды, буддийские монастыри - на юг фасадом. Юрты - выход на юг.
      2) Ориентирование по следам. След о походке человека, след босой ноги - примерный рост человека: мозоли, плоскостопие, бежал, стоял, левша, скорость движения и т.д., след техники, животных и т.д.
      3) Ориентирование по звуку, шуму, выделяя их оттенки, силу, тембр и т.д. (удары колокола, сирена - судов, трактора, журчание воды).
      4) Ориентирование по свету, запаху, (аромат цветов, деревьев - грецкий орех- отпугивает насекомых (возле домов), бархатуй - вредителей, ночная фиалка, ирис, и т.д.).

      Люди, животные ориентируются по ним. (Слон воспринимает запах до 5 км.; муравьи, собаки, кошки, бабочки, жуки, мухи, комары 50-100 м).

      Плохо - у птиц, обезьян (любимые запахи: у собак - анис; кошек - валерьяна, мята; львы - духи; лиса, горностай - гнилая рыба; верблюд - табачий дым и т.д.).

      Примерное занятие на местности.

      Занятие 8.
      «Ориентирование по местностным названиям (топоним), ориентирование в изменениях погоды (народные приметы)» (2 ч.)

      По названиям сел, водоемов, рек - топонимика.

      По погоде: поведение пауков - не любят дождь, сырость; пчелы - грозу, и т.д.

      По растениям: перед дождем жимолость - издает сильный аромат; конский каштан - большое количество липкого сока выделяют перед дождем свыше 400 растений-предсказателей.

      Облака, ветер.

      Особенности поведения и ориентирование животных в пространстве (почтовые голуби, перелетные птицы, использование природных радиоволн, которые появляются при крике.

      Морские черепахи живущие возле Бразилии раз в 3 года отправляются за 2000 км откладывать яйца, вылупившиеся дети плывут туда же - как?

 

"Элементы математической статистики"
(элективный курс по математике)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентированный  адаптированная
13
Лекции. Семинары.  Рузиева А.П.

      Пояснительная записка

      Данный элективный курс вводится для расширения знаний элементов статистики, а именно элементов математической статистики.

      Цель:
      Создание возможности ученику реализовать интерес к предмету с помощью решения практических задач.

      Задачи:
      1) Научить статистическим методам обработки информации.
      2) Формировать у ученика аккуратность в обработке и представлении данных.
      3) С помощью набора задач приближенно к жизненным условиям, развить интерес к исследовательской деятельности.

      Знать ключевые понятия:
       1) Общий ряд данных.
       2) Выборка.
       3) Варианта.
       4) Кратность.
       5) Среднее значение.
       6) Частота.
       7) Диаграммы, графики.

      Уметь:
      Извлекать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков. Вычислять среднее значение результатов измерений. Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.

      Использовать приближенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
      - анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
      - понимание статистических уравнений.

      Учебно-тематический план

 
Содержание Количество часов Форма занятий Форма контроля
1. Введение в статистику методом решения задач.
2
Беседа с помощью решения задач  
2. Элементы математической статистики:
   а) таблицы;
   б) графики;
   в) диаграммы
1
1
2
Эксперимент - практические занятия
Результаты эксперимента
3. Решение задач.
2
Практикум  
4. Обработка данных.
2
Работа на компьютере  
5. Парад статистики.
3
Конкурс статистических задач  
 
Итого:
13
   

 

"Наука о рациональной жизни "
(элективный курс по экономике)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентированный  адаптированная
15
Лекции. Семинары.  Рузиева А.П.

      Пояснительная записка

      Настоящая программа профильного обучения экономике дает возможность понять сущность этой науки, её значение в жизни общества, личности.

      Цель:
      Дать основное понятие об экономике, как науке. Рассмотреть основные элементы хозяйственной деятельности людей. Научиться правильно понимать ситуации жизни. Проверить учащихся на способность экономического и логического мышления. Дать полное представление цивилизованного рынка.

      Содержание программы:

      Занятие 1 (1 ч.)
      Введение. «Экономика» - наука о жизни общества и рационального ведения хозяйства».     

      Рассматривается необходимость применения знаний, законов природы и общества на всех уровнях экономики. Правильность выбора решений, для рационального удовлетворения потребности людей.

      Занятие 2 (1 ч.)
     
«Жизненные функции рынка» основа взаимодействия субъектов рынка: производителей и потребителей. Рассматривается учение Адама Смита «О природе богатства общества». Закономерности развития рынка и рост благосостояния общества при определенных условиях их развития.

      Задание 3 (1 ч.)
      «История развития рынка»

      Исторические процессы развития рынка в мире. Начало торговых отношений. Формы и виды торговли. Разделение и специализация труда. Рынок в России и его преобразование в зависимости от исторических событий в стране.

      Задание 4 (1 ч.)
      «Экономические цели рынка». Необходимость и неотъемлемость рыночных отношений. Положительные и отрицательные стороны рынка.

      Главные цели и их сущность: удовлетворение потребностей людей, улучшение качества и прогресс, ответственность и выход страны на международные стандарты в сфере производства экономических благ.

      Занятие 5, 6 (3 ч.)
      «Рыночный механизм» - 2 ч.
      «Инструменты рынка» - 1 ч.

      Структура рынка, взаимодействие субъектов рынка (схема) взаимосвязи и влияние изменений каждого звена данной структуры на жизнь страны. Структурное разделение рынка мира. Субъекты рынка и их главная деятельность.

      Занятие 7 (2 ч.)
      «Спрос и предложение»

      Изменение продавца и покупателя в графиках спроса (d) и предложения (S) товаров. Влияние факторов рынка и изменение d и s. нахождение равновесной цены и рассмотрение ситуации дефицита и излишек товаров на рынке.

      Занятие 8, 9 (3 ч.)
      «Логическое и экономическое мышление» - 2 ч.
      «Тестирование» - 1 ч.

      Ситуации рынка и выбор наиболее правильного решения на основе выбора с применением знаний, рационального логического мышления. Рассматриваются наиболее распространенные ситуации жизни.

      Занятие 10 (1 ч.)
      «Взаимосвязь объективных и субъективных процессов рынка»

      На процессы рынка влияют не только действия человека, его желания, интересы, возможности и т.д., но и природные изменения, обстоятельства, явления и т.д. Взаимосвязь законов природы и общества, определяет ход событий жизни. (Схемы, примеры, задачи).

      Занятие 11 (2 ч.)
      «Цивилизованный рынок»

      Развитие рынка сегодня в условиях прогресса технологий, технического перевооружения, современной организации труда на государственном и мировом уровне.

      Литература:

      1) Школьнику о рыночной экономике. А. Казаков. М. 1993 г.
      2) Учебное пособие «Введение в экономику». Ижевск 1992 г. Мунтян А.В.
      3) Введение в экономику B.C. Автономов. Вита-Москва 1998 г.
      4) Детская энциклопедия - экономика «Я познаю мир» М. Олимп 2000 г.
      5) Абчук «250 занимательных задач». Экономика. М - Просвещение 2000 г.

 

"Познай себя, найди себя"
(психологическое консультирование по профессиональной ориентации)


 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
ориентационный  авторская
10
Тренинг.  Струкова В.И.

      Пояснительная записка

      Выбор профессии является одним из моментов определяющих жизненный путь человека. Вот почему подготовка к этому выбору, точнее, оказание помощи школьнику в правильности этого выбора является одной из главных задач школы. Данная программа - один из способов решения этой задачи. Она направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, т.е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Таким образом, цель программы - нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии и продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии.

      Техники:
      Проективные рисунки, самоописание, групповая дискуссия, невербальная коммуникация, тестирование.

      Занятие 1.
      Психологическая суть жизненного и профессионального самоопреления.

      Цели:
      Знакомство участников группы, введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения.

      Задачи:
      1) Познакомить с правилами ведения группы.
      2) Ввести в проблему профессионального самоопределения.
      3) Заполнить информационную карту.

      Техники: «Знакомство», «Составление информационной карты», «Невербальное общение».

      Занятие 2.
      Межличностное взаимодействие.

      Цель:
      Актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.

      Задачи:
      1) В ходе интерпретации дать знания о ролевом общении.
      2) Показать необходимость анализа причин принятия той или иной роли для ее изменения.

      Техника: «Совместное рисование».

      Занятие 3.
      Развитие умений по принятию решений.

      Цель:
      Освоить алгоритм принятия решений.

      Задачи:
      1) Дать знание об алгоритме решений.
      2) Проследить освоение алгоритма на практике.

      Техники: «Корова», «Плюс, минус, интерес».

      Занятие 4.
      Эмоциональное отношение к выбору профессии.

      Цель:
      Осознать собственное эмоциональное отношение у выбору и его влияние на выбор.

      Задачи:
      1) С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение у выбору и его влияние на выбор.
      2) Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею.
      3) Обсудить из чего складывается эмоциональное отношение, и каким образом можно его изменять.

      Техники: «Проективный рисунок», «Шестое чувство».

      Занятие 5.
      Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии.

      Цели:
      Повышение интересов членов группы к самим себе, анализ способностей как одного из факторов выбора профессии.

      Задачи:
      1) Дать членам группы алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон.
      2) Показать им необходимость самоанализа при принятии серьезных решений.

      Техника: «Мои способности».

      Занятие 6.
      Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

      Цель:
      Познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.

      Задачи:
      1) Актуализация ценностей.
      2) Обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор.
      3) Выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.

      Техники: «Отдел кадров», «Мои ценности», «Мои цели».

      Занятие 7.
      Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии.

      Цель:
      Самооценка личности, повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности, анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.

      Задачи:
      1) Закрепить алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон.
      2) Дать характеристику зрелой личности.

      Техника: «Моя личность».

      Занятие 8.
      Планирование профессионального пути.

      Цель:
      Освоить навыки по планированию своего пути.

      Задачи:
      1) Дать необходимые знания по планированию профессионального пути.
      2) Предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.

      Техники: проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой товарищ через 10 лет».

      Занятие 9.
      Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии.

      Цели:
      Закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации.

      Задачи:
      1) Организация конструктивной дискуссии и самостоятельной работы группы.
      2) Ликвидация пробелов в знаниях, полученных в ходе занятий.

      Техники:
      Ситуации по выбору профессии, работа с алгоритмом принятия решений.

      Занятие 10.
      Профессиональная зрелость.

      Цель:
      Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.

      Задачи:
      1) Проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что не понято до конца.
      2) Акцентрировать внимание на том, что усвоенные навыки и знания пригодятся им в течение всей жизни.

      Техники: беседа «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору».

 

"Основы правовых знаний"

 
Тип курса Программа Количество часов Организационные формы проведения занятий
ФИО преподавателя
предметно-ориентационный  авторская
15
Лекции. Семинары.  Перебоева О.В.

      Пояснительная записка

      Изучение «Основ правовых знаний» вызвано резкими переменами, связанными с радикальными поворотами в социально-экономическом развитии страны. Основным в содержании курса является правовой материал. Исключение курсов права из учебного плана в школах совершенно необъяснимо с позиций создания гражданского общества, правового государства и воспитания гражданина России в целом.

      Цели и задачи курса:
      Обеспечить правовыми знаниями ребят, которые в дальнейшем могли самостоятельно найти нужную норму права, разобраться в ней, при нарушении прав умели защищать себя, другого человека, интересы общества, государства.

      Реализация данной цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:
      1) Знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.
      2) Иметь представление об основах государственного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ.
      3) Знать правовые и нравственно-эстетические нормы (в сфере профессиональной деятельности).
      4) Уметь использовать нормативно-правовые документы.
      5) Развитие способностей к самореализации.
      6) Создание условий для отработки умения выстраивать свое поведение в ситуации выбора (в типичных жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивая свой выбор с точки зрения морали и правовых знаний.

      Принципиальная новизна программы:
      Принципиальная новизна программы заключается в том, что по завершению изучения курса учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:
      - получение социально значимой информации из различных источников, ее осмысление и интерпретация;
      - использование полученной информации по праву в жизненных ситуациях;
      - оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях нарушения законов;
      - взаимодействие со сверстниками, взрослыми.

      Особенности содержания программы:
      1) Научность, предполагающая опору на изучение обществоведческих правоведении, социологии, конфликтологии и др.
      2) Доступность, соответствие возрастным особенностям учащихся.
      3) Предпрофильная направленность: создание информационных и иных условий, готовящих учащихся к обоснованному выбору предпрофильных курсов (в 9 кл.).

      В содержание программы вошли следующие темы:
      1)   Современное правопонимание.
      2)   Основы теории государства.
      3)   Конституционное право.
      4)   Гражданское право.
      5)   Административное право.
      6)   Трудовое право.
      7)   Семейное право.
      8)   Образовательное право.
      9)   Уголовное право.
      10) Финансовое право.
      11) Предпринимательское право (хозяйственное право).

      Основные требования к приобретению практических умений.

      В процессе изучения курса учащийся должен научиться:

      1. Определять:
            - вид общественных отношений, которые возникают в предложенной учителем ситуации;
            - отрасль права, которая регулирует то или иное общественное отношение;
            - отрасль законодательства, регулирующего определенные отношения;
            - нужную статью в законе, которая регулирует отношение, предложенное учителем.

      2. Устанавливать:
            - в статье закона норму права, ее части - гипотезу (определять все юридические факты, которые в нее включены); диспозицию, санкцию;
            - цель нормы права.

      3. Анализировать:
            - Устав организации;
            - Заявление о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении с работы, в комиссию по трудовым спорам.

      4. Составлять:
            - проект трудового договора (контракта);
            - проект договора купли-продажи, мены, дарения, подряда, поручения, хранения, аренды;
            - проект брачного контракта;
            - проект устава организации;
            - проект доверенности;
            - проект положения о филиале товарищества с ОО; и т.д.

      Примерная программа курса «Основы права»

      1. Современное правопонимание.
      Понятие права. Право в современном мире. Система права (задачи, функции, структура, норма права).

      2. Основы теории государства.
      Понятие государства. Ценность государства. Сущность государства. Понятие и виды власти. Задачи государства. Функции государства. Гражданское общество и правовое государство. Механизм, типы, формы государства. Особенности Российского государства.

      3. Конституционное право.
      Основы конституционного строя России. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство России. Полномочия Российского Президента. Федеральное Собрание России. Правительство России. Судебная власть. Местное самоуправление.

      4. Гражданское право.
      Общая характеристика гражданского права. Возникновение гражданских прав и обязанностей. Физические и юридические лица. Объекты гражданского права. Сделки. Право собственности. Понятие и стороны обязательств. Понятие и условия договора. Отдельные виды обязательств.

      5. Административное право.
      Общая характеристика административного права. Структура, субъекты административного права. Административно-правовые методы и формы. Административная ответственность.

      6. Трудовое право и право социального обеспечения.
      Общая характеристика трудового права. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Гарантии и компенсации. Материальная ответственность. Дисциплина труда. Охрана труда. Охрана труда женщин. Труд молодежи. Льготы для работников совмещающих работу с обучением. Трудовые споры. Профсоюзы.

      7. Семейное право.
      Общая характеристика семейного права. Порядок заключения брака. Прекращение брака. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

      8. Образовательное право.
      Общая характеристика образовательного права. Основы педагогического права. Особенности правового регулирования управленческих отношений в системе образования. Особенности регулирования финансовых отношений в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Особенности государственной политики в области образования.

      9. Финансовое право.
      Финансовое право РФ: деятельность, система, контроль. Бюджетное устройство: бюджетный процесс, бюджетная система, бюджет, бюджетное право: налоговая система, ответственность за нарушение налогового законодательства.

      10. Уголовное право.
      Общая характеристика уголовного законодательства. Задачи и принципы уголовного законодательства. Понятие преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Наказание . виды преступлений.

      11. Предпренимательское право (Хозяйственное право).
      Общие положения. Правовой режим имущества предпринимателя. Предпринимательский договор. Банкротство.

      Перечень основных нормативных актов по курсу «Основы права»

      Тема 3: «Конституционное право»
      1) Конституция РФ.
      2) Декларация прав и свод человека и гражданина от 22.11.1991 г.
      3) Федеральный закон от 17.11.1995 г. Б 168- ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон РФ «О прокуратуре РФ».
      4) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. «О судебной системе РФ»

      Тема 4: «Гражданское право»
      Гражданский кодекс РФ

      Тема 5: «Трудовое право»
      1) Кодекс законов о труде РФ.
      2) Основы законодательства РФ об охране труда от 6.08.1993 г.

      Тема 7: «Семейное право»
      Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г.

      Тема 8: «Образовательное право»
      Федеральный закон от 13.01.1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»» (от 16.11. 1997 г .)

      Тема 9: «Финансовое право»
      Федеральный закон от 31.07.1998 г. «Бюджетный кодекс РФ»

      Тема 10: «Уголовное право»
      Уголовный кодекс РФ.

      Тема 11: «Предпринимательское право»
      Федеральный закон от 20.07.1995 г. №115 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

      Литература:

      1) «Основы правовых знаний» Шкатулла, Надвикова, М. 1999 г . (учебное пособие).
      2) «Государство и право». Начальный курс. Алексеев С.М. 1999 г.
      3) Конституция РФ.
      4) «Право и политика» Никитин и др.

 
     
Hosted by uCoz