Содержание
- Обоснование экспериментальной работы.
- Анализ существенной ситуации в школе.
- Цель экспериментальной работы, ожидаемые результаты, задачи.
- Педагогические средства, приемы и способы реализации желаемых результатов.
- План реализации.
- Оперативный анализ хода экспериментальной работы.
- Психологическое сопровождение эксперимента.
- Учебный план социально-экономического профиля 2005-2006 учебного года.
- Учебно-методическое обеспечение социально-экономического профиля.
- Сведения об учителях, работающих в социально-экономическом классе.
- Модель личности выпускника (результаты образовательной деятельности).
- Результаты образовательной деятельности (один из возможных вариантов).
- Макет ИУП учащихся 10"Б" класса.
- Положение об организации образовательного процесса в социально-экономическом классе школы №42 на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся.
- Положение об индивидуальном учебном плане учащихся 10"Б" класса школы №42.
- Положение о портфолио учащихся.
- Положение о рейтинге старшеклассников.
- Мониторинг экспериментальной деятельности.
- Мониторинг образования учащихся школы .
|
|
|
«Эксперимент в образовании - это изменения составляющих образовательного процесса с целью осуществления ожидаемых позитивных приращений в развитии обучающегося, которые в каждом конкретном случае следует определить»
(Из рекомендаций по организации
опытно-экспериментальной работы) |
Обоснование экспериментальной работы
В условиях модернизации содержания образования необходимо учитывать новые требования, предъявляемые обществом к социальному статусу каждого человека. В сегодняшних нормативных документах определяется основная идея обновления старшей школы, которая состоит в том, что «расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Сама жизнь уже убедительно доказала, что малоэффективно учить «всех всему». Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом юношами идевушками своих интересов и дальнейших, послешколъных жизненных планов» (Стратегия модернизации общего образования. М., 2001 г.).
Наша школа поддерживает значение изменений в структуре современного образования в отношении ученика и учителя. Учащийся по окончанию старшей ступени должен быть способен к выбору своего жизненного пути, гражданского самоопределения, т.е. быть самостоятельной, творческой, конкурентноспособной, воспитанной личностью.
Анализ существующей ситуации в школе
1) У многих учащихся школы старшей ступени отсутствует четко выраженная положительная мотивация к продолжению образования, характерно неумение ориентироваться в предлагаемых образовательных возможностях, учащиеся имеют недостаточный уровень осознания собственных интересов и перспектив.
2) Учебные программы на сегодняшний день в большинстве своем содержат большой объем учебных элементов, подлежащих запоминанию, а не обучению приемам самостоятельного поиска и выбора необходимой информации.
3) Стиль и содержание обучения предметам в старших классах меняются медленно. Они остаются монологичными, часто авторитарными, направленными на усвоение информации по предметам (кстати, по требованиям тех же учебных программ).
4) Учитель (в силу сложившихся условий) остается в большей мере ретранслятором информации, чем управленцем учебной деятельностью ученика.
5) К сожалению, результаты обучения по-прежнему оцениваются на основе предметных стандартов (ЗУН) и с использованием жесткой пятибалльной системы отметок.
6) Оснащение школы современными техническими средствами оставляет желать лучшего.
Сегодняшняя ориентация школьников по продолжению образования в старшей ступени становится не столько общеобразовательной, сколько профильной. Необходимо соотнести современные методики и технологии обучения в профильных классах с личностно-ориентированными подходами в образовании. В современной структуре образования необходимо привитие учителю управленческой культуры, вооружить его методами и приемами управления качеством образования учащихся, главным механизмом которого является методика, состоящая из технологической деятельности учителя, научного обоснования, элементов управления.
В условиях противоречия между многопредметностью школьного обучения и профильного образования, в процессе здоровьесбережения учащихся (что является основной задачей школы) и самоопределения выпускника в быстро меняющихся условиях жизни появляется желание помочь учащимся старшей ступени реализовать себя в школе и в дальнейшей деятельности через профильное обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП).
Цель экспериментальной работы, ожидаемые результаты, задачи
Целью данной экспериментальной работы (ЭР) является освоение наиболее оптимальной и универсальной формы УВР по ИУП старшеклассников в рамках профильной (а дальше и предпрофильной) подготовки на методическом уровне, апробация ИУП в профильном социально-экономическом классе (10"Б") и разработка научно-методических рекомендаций и материалов для дальнейшего внедрения в работу старшей ступени обучения ИУП, как одну из форм управления качеством образования в школе.
Работа по ИУП учащимися предусматривает повышение управленческой роли учителя посредством его обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся на основе индивидуальных интересов и возможностей. Работа по ИУП предполагает наличие следующих факторов:
- диагностичность целей процесса;
- учет функциональной зависимости между целями и продолжительностью (2 года), а также уровнями сложности и трудности содержания учебного материала;
- обязательная учебная деятельность учащихся;
- обязательное освоение элементов личностно-ориентированных технологий каждым учителем.
Объектом исследования ЭР является деятельность учителя в УВП и деятельность учащихся 10"Б" класса по реализации ИУП.
Предметом исследования являются цели, содержание, формы и методы управленческой деятельности учителя.
Ожидаемые результаты:
- развитие у учителей ориентации на новую модель старшей школы;
- создание пространства для профильного самоопределения по ИУП;
- повышение управленческой деятельности учителя;
- улучшение психологического здоровья учащихся и учителей;
- рост качества образования, его актуализация;
- самоопределение учащихся после школы по выбранному профилю обучения в 10-11 кл. (70-80%);
- овладение личностно-ориентированными технологиями.
В ходе ЭР начать формирование системы управленческой деятельности учителя в педагогическом процессе. Для этого необходимо:
- Повышение управленческой роли учителя по отношению к учебной деятельности учащихся (учитель-консультант, помощник, сотрудник, руководитель).
- Управленческая деятельность учителя включает в себя взаимосвязанные и самостоятельные этапы педагогического анализа, формирование цели, планирования принятие решений, организация исполнения, контроля и оценки результатов, коррекцию.
- Целеполагание управленческой деятельности учителя диагностично и базируется на психолого-педагогическом анализе состояния УВП.
- Все участники УВП овладевают навыками самоанализа, самооценки и саморегуляции.
- Управленческая деятельность учителя повышает результативность, оптимизирует учебную деятельность учащихся, сохраняет ресурсы здоровья учащихся и учителей.
Задачи ЭР:
- Изучить и проанализировать материалы по составлению и реализации ИУП старшеклассника в педагогической литературе и из опыта работы школ, работающих по ИУП.
- Изучить психолого-педагогическое состояние деятельности учителей и учащихся профильного класса, выявить предпосылки обновления учебной деятельности при переходе на обучение по ИУП.
- Определить и обосновать цели, содержание и методы формирования системы управленческой деятельности учителя в УВП.
- Апробировать и внедрить в практику систему управленческой деятельности учителя в рамках обучения учащихся социально-экономического профиля школы по ИУП учащихся.
- Разработать программно-методические материалы и рекомендации по данной ЭР.
ИУП учащихся является одним из средств достижения цели данной ЭР.
Педагогические средства, приемы и способы реализации желаемых результатов:
- Разработка модели выпускника средней школы №42.
- Разработка и апробация ИУП старшеклассника профильного класса.
- Создание системы мониторинга уровня достижений учащихся и учителей, работающих в профильном классе.
- Освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий ( модульной, тиот, дифференциации, многоуровневая индивидуализация учебной деятельности учащихся).
- Внедрение в практику предпрофильного и профильного обучения, создание портфолио учащегося.
- Разработка системы учебных занятий, лекций, семинаров, практических занятий по повышению управленческой роли учителя в УВП.
- Проведение «круглых столов» с руководителями ШМО по поиску форм контроля уровня достижений учащихся, анализу результатов и корректировке целей и задач в работе МО.
- Разработка форм учета профессионального роста учителя, его достижений.
- Создание экспертного совета при НМС для экспертизы проделанной работы учащимися и учителями.
- Консультационная работа со старшеклассниками.
- Выявление запросов, интересов, удовлетворенности учащихся и их родителей обучением по ИУП.
План реализации экспериментальной работы по ИУП учащихся 10 класса
Этап работы |
Содержание работы |
Ответственные |
I этап
Информационно-аналитический
Цель:
формирование единой методологической базы экспериментальной работы
Задачи:
1) Научная - разработать научно-обоснованную базу для работы по ИУП старшеклассника (положения о профильном социально-экономическом классе, о ИУП 10"Б", о портфолио учащихся, о рейтинговой таблице, программы ЭР, самовоспитания, саморазвития).
2) Практическая - создать комплекс психолого-диагностических карт для информационно- аналитической деятельности учителя.
3) Методическая - создать методику алгоритма работ сучащимися старшей ступени по их ИУП. |
1) Изучение литературы по личностно-ориентированным технологиям. |
1 четверть,
зам. по НМР |
2) Разработка положений об ИУП в 10"Б" классе. |
Зам. по НМР |
3) Составить учебный план на социально-экономический класс. |
|
4) Информирование учителей, учащихся, родителей о профильном обучении и обучении по ИУП:
- |
собрание учащихся (о портфолио), классных руководителей;
|
|
|
- |
собрание учащихся и их родителей, классных
руководителей об ИУП; |
|
|
- |
учеба учителей по личностно-ориентированным технологиям (модульная, ИУП); |
|
|
- |
собрание учителей, работающих в 10"Б" классе (по ИУП); |
|
|
- |
анкеты для учащихся 10"Б" класса (о готовности обучаться в социально-экономическом классе). |
|
Классный руководитель
Классный руководитель |
|
Зам. по НМР (сентябрь) |
|
Зам. по НМР (ноябрь) |
|
Классный руководитель, психолог (ноябрь) |
|
5) Составление технологической карты каждого учащегося 10"Б" класса "Психологическое состояние учащегося". |
Психолог, классный руководитель |
6) Проведение еженедельных классных часов в 10"Б" классе по реализации ИУП (индивидуальна). |
Классный руководитель |
7) Семинар для учителей, работающих в старшем звене "О повышении управленческой роли учителя в профильном образовании старшеклассников" апробация и внедрение личностно-ориентированных технологий (модульной, тиот). |
Зам. по НМР (сентябрь 2006, январь 2006 г.) |
8) Мониторинг деятельности учащихся и учителей в учебной деятельности и во внеурочной (итоговые к/р, с/р, промежуточные срезы, лабораторные занятия, практические занятия).
Корректировка планов деятельности учащихся и учителей. |
Зам. по НМР, Зам. по УВР |
9) Создание условий для успешной реализации ИУП учащихся в урочное и внеурочное время. |
В течение года |
10) Собрание учащихся по выявлению трудностей, проблем, успехов в реализации ИУП. |
Классный руководитель, Зам. по НМР (февраль, май) |
11) Индивидуальные консультации с учителями по управленческой деятельности (реализация ИУП учащихся 10"Б" класса). |
В течение всего этапа |
12) Создание расписаний для учащихся 10"Б" класса. |
Зам. по УВР |
13) Создание макета ИУП старшеклассника. Утверждение его на НМС. |
Зам. по НМР, классные руководители |
14) Классный час "Структура портфолио учащихся 10 класса". |
Классный руководитель |
15) Разработка рейтинговой таблицы успешности старшеклассника в обучении и воспитании. |
Творческая группа "Портфолио" |
II этап
Диагностический
Задачи:
1) Научная - структурировать управленческую, обучающую, исследовательскую деятельность учителя и учащегося.
2) Практическая - создать материал по диагностике степени обученности, развития и воспитания учащегося. |
1) Проведение диагностических работ по русскому языку, литературе, математике, иностранному языку (на понимание, перенос знаний, узнавание и т.д.) |
Зам. по УВР, учителя-предметники (ноябрь) |
2) Диагностические работы по профильным предметам (история, экономическое право). Определение уровней ЗУН учебной деятельности и внеурочной. |
Учителя-предметники (декабрь 2005 г., май 2006 г.) |
3) Проверка посещаемости элективных курсов и факультативов. |
Зам. по УВР |
4) Анкеты для учащихся "Какие курсы посещать? Что они тебе дают?" |
Классный руководитель |
5) Анкета для родителей "Что вы ожидаете от социально-экономического профиля для совего ребенка?", "Что вы знаете о портфолио?" |
Классный руководитель |
6) Определение мотивации учащихся, их самочувствие в профильном классе. |
Психолог |
III этап
Внедрение и мониторинг
Цель:
Оптимизация методического уровня работы учителя и ученика по ИУП.
Задачи:
1) Научная - разработка концептуальной модели управленческой деятельности учителя и управленческой деятельности ученика по ИУП. |
1) Создание ИУП учащихся и утверждение их директором школы и экспериментальной группой при НМС. |
Зам. по НМР, класснай руководитель (октябрь) |
2) Разработка программы самовоспитания в 10 кл., 11 кл. и реализация ее в практике работы профильных классов. |
Зам. по НМР, психолог, классный руководитель |
3) Выстраивание индивидуальных траекторий обучения в начале и в конце учебного года, промежуточных срезов. |
Класный руководитель |
4) Вести отслеживание "плюсов" и "минусов" динамики изменений. |
Классный руководитель (в течение года) |
5) Обсуждение хода реализации ИУП учащихся 10"Б" класса на совещании при директоре, на заседании предметных МО. |
Зам. по НМР |
IV этап
Подведение итогов. Корректировка. |
1) Подведение итогов ЭР в 10"Б" классе по ожидаемым результатам. |
Июнь 2006 г., декабрь 2007 г. |
2) Оценивание "портфолио" учащихся. Рекомендации экспертного совета. |
Май 2007 г. |
3) Корректировка ЭР по ИУП, по профильному обучению учащихся старшей ступени обучения. |
Зам. по НМР, экспертный совет, НМС, руков. МО,
Май 2006 г.,
июнь 2007 г. |
4) Разработка алгоритма управленческой деятельности учителя по ИУП учащихся старшей ступени (на основе накопленных данных и результатов мониторинга за весь период ЭР). |
Экспертная группа, НМС |
5) Разработка рекомендаций для дальнейшего внедрения в практику профильного обучения ИУП учащегося. |
Экспертная группа, заседание НМС, руководители ТГ. |
Ответственным за всю программу назначается заместитель директора по научно-методической работе, ответственным за работу социально-экономического класса (тьютером) классный руководитель 10"Б" класса.
Оперативный анализ хода ЭР
- Периодические интервью с учителями, участвующими в ЭР с целью определить их уровень понимания основных целей, результатов и способов их достижения в УВП.
- Периодически посещать занятия учителей с целью: определить «реальные» цели и возможные результаты, степень соответствия между ними.
- Оценить эффективность используемых педагогических средств для достижения поставленных целей и задач.
- Фиксировать все положительные и отрицательные последствия проводимых изменений на основе своих наблюдений.
- Проводить семинары учителей, участвующих в ЭР (привлекать всех желающих). Обсуждать затруднения, проблемы, возникающие по ходу ЭР.
- Организовать посещение учителями занятий своих коллег. Обсуждать занятия на практических семинарах (культура посещения и конструктивного анализа деятельности учителя).
Психологическое сопровождение эксперимента
Задачи:
- Обеспечение психологической компетентности педагогов-участников эксперимента.
- Отслеживание протекания психических процессов личности ребенка в условиях эксперимента.
- Своевременное оказание психологической помощи в период адаптации всем участникам эксперимента.
- Проведение коррекционных мероприятий в случае выявления зон западения.
Способы диагностики:
- Внешний: по одним и тем же параметрам диагностируется класс экспериментальной и контрольный.
- Внутренний: одни и те же параметры исследуются через определенные промежутки времени у учащихся экспериментального класса.
Исследуемые параметры:
- Познавательная сфера: мышление (в том числе и его способы), внимание, память.
- Мотивационная сфера: учебные мотивы, их иерархия.
- Я - концепция и самооценка личности. Способы самореализации.
- Сфера общения и межличностных отношений.
План работы с учащимися:
- Диагностика мышления:
- Уровень развития (сентябрь).
- Способы мышления (октябрь).
- Диагностика особенностей - познавательных процессов (памяти, внимания) (октябрь-декабрь).
- Отслеживание процесса адаптации:
- Состояние тревожности.
- Самооценка.
- Межличностные отношения (сентябрь-октябрь).
- Работа по развивающей программе "Определи свой стиль мышления" - (ноябрь-март).
- Диагностика межличностных отношений (октябрь, апрель).
- Отслеживание формирования "Я - концепции" (по анкетам, рисуночным тестам и другим диагностическим методам) (в течение года).
- Групповые и индивидуальные консультации (по мере поступления запросов).
План работы с учителями:
- Участие в работе методического совещания по проблемам адаптации учащихся экспериментальных классов (ноябрь).
- Участие в работе районных семинаров по проблемам внедрения эксперимента (по плану школы).
- Групповые и индивидуальные консультации классных руководителей, учителей-предметников и администрации школы.
План работы с родителями:
- Беседы: "Возрастные особенности старшего школьника" и "Профессиональная ориентация в условиях семьи".
- Групповые и индивидуальные консультации.
Учебный план школы старшей ступени на 2005-2006 учебный год
10"Б" класс (социально-экономический профиль)
|
№ пп. |
Учебные курсы |
Число часов |
1. |
Базовые общеобразовательные предметы: |
|
|
Русский язык |
1 |
|
Литература |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
|
История |
2 |
|
Физика |
2 |
|
Химия |
1 |
|
Биология |
1 |
|
Физическая культура |
2 |
|
ОБЖ |
1 |
|
География |
1 |
|
Информатика |
1 |
2. |
Профильные образовательные предметы: |
|
|
Математика |
6 |
|
Экономика |
2 |
|
Право |
2 |
|
Обществознание |
3 |
3. |
Элективные курсы (3 курса по выбору) |
4 |
4. |
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. Технология профессионального успеха. |
1 |
5. |
Региональный компонент |
|
|
Всего: |
36 |
|
Учебно-методическое обеспечение социально-экономического профиля
|
№ пп. |
Предмет |
Учебник |
Программа |
Учитель |
1. |
Русский язык |
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Горшков "Словесность" |
Власенков А.И. |
Винник Н.А. |
2. |
Алгебра и начала анализа |
Алимов, Колягин "Алгебра" |
Экспериментальная программа, стр. 226, 246 |
Рузиева А.П. |
3. |
Геометрия |
Атанасян Л.С. |
|
Рузиева А.П. |
4. |
Литература |
А.Г. Кутузов "Русская литература XIX века", 10 кл. |
Кутузов А.Г. |
Винник Н.А. |
5. |
История |
Бугаев "История" |
|
Струков А.Я. |
6. |
Право |
Никитин |
|
Струков А.Я. |
7. |
Обществоведение |
Л.Н. Боголюбов "Человек и общество" |
Программа курса "ЧиО" |
Струков А.Я. |
8. |
Информатика |
Семакин "Информатика" |
Экспериментальная программа, стр. 265 |
Рыжакова И.Э. |
9. |
Английский язык |
Климентьева |
|
Карасева Л.И. |
10. |
География |
Максаковский "Экономическая география мира" |
Программные документы |
Семеняк О.В. |
11. |
Физика |
Мансуров "Физика" |
Программа автора |
Безбородова Л.А. |
12. |
ОБЖ |
Смирнов "ОБЖ" 10 кл. |
|
Подкорытова Т.М. |
13. |
Экономика |
В.С. Автономов "Экономика" |
Экспериментальная программа |
Галимова Н.И. |
14. |
Биология |
Т.В. Иванова "Биология" 10 кл. |
Экспериментальная программа |
Витковская С.Б. |
15. |
Технология |
Бондарев "Технология" |
|
Витренко Р.П. |
16. |
Химия |
|
|
Наделяева Т.А. |
17. |
Физическая культура |
В.И. Лях "Физическая культура" |
Общеобразовательная программа |
Спицын А.А. |
|
Спецкурсы: русский язык Горшков "Русская словесность", "Налоги России".
Сведения об учителях, работающих в 10"Б" классе
(социально-экономический профиль)
|
№ пп. |
ФИО учителя |
Предмет |
Категория, разряд |
Стаж работы |
Аттестация |
Курсы подг. |
1. |
Винник Н.А. |
Русский язык и литература,
кл. руководитель |
13 |
17 |
2005 |
2005 |
2. |
Рузиева А.П. |
Математика |
13 |
22 |
2003 |
2005 |
3. |
Струков А.Я. |
История |
13 |
25 |
2003 |
2003 |
4. |
Витковская С.Б. |
Биология |
13 |
8,5 |
2003 |
2003 |
5. |
Безбородова Л.Д. |
Физика |
14 |
25 |
2003 |
2005 |
6. |
Наделяева Т.А. |
Химия |
12 |
6 |
|
2003 |
7. |
Рыжакова И.Э. |
Информатика |
13 |
11 |
2002 |
2004 |
8. |
Витренко Р.П. |
Технология |
14 |
33 |
|
|
9. |
Карасева Л.И. |
Английский язык |
13 |
36 |
2004 |
2005 |
10. |
Галимова Н.И. |
Экономика |
12 |
8 |
|
|
11. |
Семеняк О.В. |
География |
13 |
28 |
2003 |
2002 |
12. |
Подкорытова Т.М. |
ОБЖ |
10 |
6 |
2003 |
2004 |
13. |
Спицын А.А. |
Физическая культура |
12 |
5 |
2003 |
2003 |
|
Примерный перечень элективных курсов:
- Психология.
- Социология.
- Налоги России.
- Русский язык (подготовка к ЕГЭ).
Модель личности выпускника школы №42
Результаты образовательной деятельности (один из возможных вариантов)
- Обученность:
- Сформированность ЗУНов в логике реализуемых вариативных образовательных программ.
- Удовлетворенность учащихся своим учебным трудом (или успехом учебного труда).
- Достаточная степень мотивированности к достижению высоких результатов.
- Системная компетентность.
- Воспитанность:
- Нравственно-развитая личность, следующая установленным нормам в обществе и государстве.
- Сформированность нравственного самосознания, характеризующегося развитой гражданской позицией, высоким чувством патриотизма, интернационализмом, личной ответственностью.
- Коммуникативные способности:
- Хорошо развитая устная и письменная речь.
- Способность к диалогу (умение слушать, слышать, отстаивать свою позицию).
- Соответствие культуры общения общепринятым этическим нормам.
- Сохранение и укрепление здоровья:
- Личность с сохранным психическим здоровьем.
- Сформированность умений и навыков здорового образа жизни.
- Сформированная физически здоровая личность.
- Социально-адаптированный школьник с ограниченными возможностями здоровья.
- Толерантность:
- Сформированность коллективистских навыков.
- Принятие другого человека как ценность.
- Развитая эмпатия (сочувствие, сострадание к другому человеку).
- Способность жить в образовательном сообществе в многополярном мире.
- Способность к самоактуализации и саморегуляции:
- Личность, способная выстроить реальный жизненный план, умеющая самореализовать его.
- Личность, способная адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни.
- Социальная успешность и востребованность.
- Коммуникабельность.
- Способность к творчеству.
Макет ИУП учащихся 10"Б" класса
|
Индивидуальный учебный план |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса в социально-экономическом классе школы №42 на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся.
1. Общие сведения.
1.1. Нормативно-правовой основой данного положения является Закон РФ «Об образовании». Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования. Базисный учебный план для полного общего образования (от 09.03.2004 г. №1312).
1.2. Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (базовых, профильных и элективных курсов), выбранных учащихся на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.
1.3. ИУП формируется на основе Базисного учебного плана исходя из возможностей МОУ школы №42 в предоставлении образовательных услуг.
1.4. ИУП утверждаются на заседании НМС и директором школы.
1.5. Учебный план социально-экономического класса формируется на основе ИУП.
2. Планирование образовательного процесса и оформление документации.
- формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся;
- составление ИУП;
- составление учебного плана социально-экономического класса на основе ИУП;
- формирование учебных групп;
- составление расписания;
3. Контроль за выполнением ИУП.
3.1. Ответственность за выполнение ИУП возлагается на обучающегося. Он обязан вести зачетную (маршрутную) книжку, в которой фиксируется нагрузка обучающегося текущее выполнение ИУП, промежуточные, итоговые (полугодовые и годовые), зачетные и экзаменационные отметки.
3.2. Администрация школы несет ответственность за обеспечение условий выполнения ИУП. Классный руководитель контролирует заполнение зачетных (маршрутных) книжек учащихся и представляет отчет о выполнении ИУП в конце каждой четверти завучу. Завуч школы контролирует выполнение учебного плана профильного класса.
3.3. Обучающийся имеет право с разрешения директора школы внести изменения в набор изучаемых предметов после получения итоговых положительных отметок за первое полугодие.
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном учебном плане учащихся 10"Б" класса школы №42 1. Общие положения.
1.1. Цель - реализация индивидуальных учебных планов (маршрутов) учащихся 10"Б" класса в системе профильной подготовки (социально-экономический профиль).
1.2. Нормативно-правовой основой ИУП (как результата дифференцированного обучения) является Закон РФ «Об образовании», «Концепция профильного обучения», Программа развития школы №42, документы, регламентирующие экспериментальную деятельность по организации профильной подготовки.
1.3. Цель ИУП - создание условий для реализации самоопределения учащихся по выбранному профилю.
1.4. Задачи ИУП:
- обеспечить реализацию государственного стандарта образования;
- обеспечить углубленное изучение истории, математики, иностранного языка, экономики сверх стандарта;
- предоставить учащимся возможность самостоятельно осваивать интересное и важное для каждого по различным учебным предметам, выбранными ими в рамках профиля;
- мотивация учащихся на активную образовательную деятельность;
- развитие навыков самооценки, самоконтроля и самоанализа учащихся.
1.5. ИУП является приложениями к учебному плану школы, согласуются с НМС и утверждаются директором школы.
2. Требования к содержанию ИУП учащихся 10 классов.
2.1. Основной ИУП являются школьные предметы, обязательные для всех учащихся в объеме государственных стандартов.
2.2. Учащийся 10 класса самостоятелен в выборе уровня изучения любых школьных предметов, а также отдельных тем и разделов программы.
2.3. В ИУП должно быть включено развивающие содержания базового предмета для подготовки ЕГЭ.
2.4. При составлении ИУП учитывается внеурочная образовательная деятельность учащихся (курсы, очные и заочные школы, компьютерный колледж и т.д.). Создаются условия для проектной и исследовательской деятельности учащихся.
3. Условия и порядок проектирования ИУП.
3.1. Учебно-тематические планы для проектирования ИУП утверждаются на заседании научно-методического совета школы.
3.2. Информирование учащихся и их родителей о профильной подготовке учащихся школы осуществляется на родительских собраниях классными руководителями, администрацией школы, через информационные стенды, листовки.
3.3. Диагностирование для составления ИУП проводится психологом школы и классным руководителем. Материалы для диагностик подбирают учителя-предметники вместе с психологом школы. Результаты диагностирования поступают заместителю директора по научной работе.
3.4. Завуч школы согласует расписание учащихся 10 кл. с учетом их ИУП.
3.5. Порядок составления ИУП включает в себя:
- учащиеся с родителями составляют заказ на ИУП. Классный руководитель и учителя предметники оказывают консультативную помощь;
- заместитель директора по НМР с психологом школы осуществляет экспертизу ИУП каждого ученика;
- классный руководитель 10 кл. и заместитель директора по НМР составляют макет ИУП и готовят его для утверждения на научно-методическом совете;
- администрация школы анализирует макеты ИУП и планирует действия по их обеспечению.
3.6. Сроки осуществления действий и ответственные лица конкретизируются в ежегодном плане по профильной подготовке.
4. Условия и порядок реализации ИУП учащихся.
4.1. Занятия базовой части ИУП проводятся в первой половине дня (классно-урочной системе, а вариативная часть - во второй половине дня по согласованию с учителями-предметниками и завучем школы). Расписание для учащихся 10 кл. составляется завучем отдельно от других классов.
4.2. Для реализации ИУП учащихся необходимы следующие документы:
- перечень предметов, выбранных учащимися для индивидуального обучения;
- учебно-тематические планы учителей-предметников, чьи предметы включены учащимся 10 кл. в ИУП;
- расписания 10 кл.;
- журнал контроля, журнал мониторинга 10 кл.
ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио учащихся 1. Общие положения.
1.1. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
1.2. Портфолио может быть представлено в виде папки с файлами, хранится у ученика, период накопления может начаться со второго класса, контролируется классным руководителем, который в течении всех лет отслеживает накопляемость содержимого.
2. Цели и задачи.
2.1. Обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.
2.2. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.
2.3. Повысить образовательную и общественную активность, уровень осознания учащимися своих целей и возможностей.
3. Структура портфолио.
Титульный лист портфолио
Фамилия .............................................................................................
Имя ......................................................................................................
Отчество .............................................................................................
Школа .................................................................................................
Класс ...................................................................................................
Период, за который представлены документы и материалы:
с ................................. 200.... г.
по ................................ 200.... г.
Личная подпись школьника .......................................................... |
|
Блок «А»
В данном разделе можно помещать копии наиболее важных официальных (с печатью) документов на случай возможной их утраты или потери при работе с портфолио. Это:
- копия аттестата;
- вкладыш в аттестат, содержащий итоговый балл;
- сертификаты;
- свидетельства;
- грамоты.
Примечания:
1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника копии сертифицированных документов, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты (свидетельства) о прохождении курсов или о результатах тестирования и т.д.
2. На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.
Вкладыш результатов экспертизы документов блока «А»
Настоящий вкладыш оформлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио ....................................................................................................
Подпись директора школы
Дата ..........................
Печать |
Блок «В»
Материалы этого раздела, систематизируются в трех подразделах:
1) Курсы по выбору.
2) Творческие работы.
3) Занятия в кружках и факультативах, секциях.
1. Курсы по выбору.
Основной документ этого подраздела - зачетная книжка, которая является официальным документом, подтверждающим факт прохождения курсов по выбору. Зачетная книжка также должна быть заверена директором школы.
Зачетная книжка
|
№ пп. |
Название курса |
Место и время прохождения |
Вид программы |
Количество часов |
Отметка
(балл, зачет) |
Подпись |
План |
Факт |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество учебных часов: |
|
|
|
|
|
2. Творческие работы.
При формировании данного подраздела целесообразно вначале также дать перечень представленных творческих работ, учитывая то, что их содержание должно соответствовать профилю будущего обучения. В совокупности эти материалы должны дать довольно четкую картину соответствия тех видов деятельности, которыми учащиеся занимались, содержанию предметов профильного обучения. Все творческие работы, которые нельзя в натуральном виде поместить в папку, должны быть представлены их описаниями или фотографиями.
3. Занятия в кружках и факультативах, секциях.
Сведения о работе целесообразно представить в виде таблиц:
Дополнительное образование
(в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием предмета или творческого объединения)
|
Годы учебы |
Наименование учреждения |
Предмет, творческое объединение |
Подпись руководителя |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
Опыт общественной работы
(в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы с указанием организации, движения и выполняемой работы).
Блок «С»
Это автобиография, отзывы, результаты индивидуальной диагностики профессиональной направленности личности, план профессионального самоопределения, рекомендации и самоотчеты, которые служат лишь вспомогательным материалом в случае необходимости уточнить личностные характеристики. Тем не менее не следует пренебрегать этими материалами, так как порой именно они могут сыграть решающую роль в предоставлении места в профильном классе.
4. Ответственные по внедрению в практику портфолио как метода оценивания.
4.1. За внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания отвечают заместитель директора по НМР и руководитель творческой группы «Создание портфолио».
4.2. Классные руководители проводят информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями, осуществляют помощь в оформлении документов, включаемых в портфолио.
4.3. Преподаватель технологии проводит диагностику профессиональной направленной личности.
4.4. Педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику по запросам обучающихся.
4.5. Педагог-организатор разрабатывает и внедряет систему награждения за внеурочную школьную деятельность.
4.6. Заместитель директора по НМР совместно с руководителем творческой группы разрабатывают и внедряют систему оценивания материалов портфолио.
5. Оценивание портфолио.
5.1. Экспертная группа при НМС оценивает портфолио учащихся 9-11 кл. в баллах в конце учебного года по рейтинговой таблице.
5.2. Форма представления портфолио по выбору учащихся.
ПОЛОЖЕНИЕ
о рейтинге старшеклассников школы №42
1. Общие положения.
- 1.1. Цель рейтинга - упорядочить систему оценивания образовательных результатов и формирование портфолио учащихся.
1.2. Рейтинг позволяет:
- повысить мотивацию учащихся на активную образовательную и внеурочную деятельность;
- развивать навыки самооценки учащихся;
- фиксировать результаты обучения учащихся на III ступени обучения;
- совершенствовать систему формирования профильных классов.
1.3. Принципы формирования рейтинга:
- открытость (информацию о рейтинге довести до сведения каждого ученика, родителя, учителя);
- многоаспектность (оцениваются знания учащихся, умения применять их на практике, отслеживание динамики личностного развития ученика);
- учитываются индивидуальные способности каждого школьника;
- оцениваются не только количественные показатели, но и процесс учения.
1.4. Данное положение разрабатывается творческой группой «Создание портфолио ученика» и утверждается на НМС.
2. Механизм формирования образовательного рейтинга.
2.1. Индивидуальные достижения учащихся переводятся в балльную систему (см. «Таблицу начисления баллов за индивидуальные достижения учащихся»).
2.2. Учащиеся 9-х классов и 11-х классов начисляются баллы за аттестат (средний балл). Средний балл аттестата учащихся 9-х классов не ниже 4,0 баллов позволяет ему быть зачисленным (при наличии достижений, связанными с предметами профиля:
олимпиады, конкурсы и т.д.) автоматически в профильный класс.
3. Образовательный рейтинг складывается:
Учащиеся 9 кл. - сумма оценок за экзамены, итогового балла «портфолио», среднего балла аттестата.
Учащиеся 10 кл. - средний балл оценок за год, итоговый балл «портфолио».
Учащиеся 11 кл. - сумма оценок за государственные экзамены, итоговый балл «портфолио», средний балл аттестата.
3.1. Механизм формирования рейтинга учащихся внеурочной деятельности:
- победы (почетные грамоты I , II , III степени в общешкольных мероприятиях);
- дипломы I , II , III степени за победы в мероприятиях по параллелям;
- грамоты за участие в мероприятии;
- благодарственные письма разных уровней (администрация, педагог, детская организация).
3.2. Классные руководители, учителя-предметники, работники воспитательной службы создают условия для проявления индивидуальных способностей.
3.3. В конце учебного года учащийся представляет материалы характеризующие его личные достижения. Индивидуальные достижения переводятся в баллы (по таблице).
3.4. Итоговый рейтинг выставляет экспертный совет при НМС.
3.5. По итогам рейтинга учащиеся зачисляются в 10-й кл., представляются к поощрению.
Таблица начисления баллов за индивидуальные достижения учащихся старшей ступени школы №42
|
|
Балл |
Образовательный |
9 кл. - оценки за государственные экзамены:
математика
русский язык
экзамен №1
экзамен №2
средний балл аттестата |
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б. |
10 кл. - средний балл годовых оценок |
до 5 б. |
11 кл. - средний балл аттестата |
до 5 б. |
Индивидуальные накопления оценок ("портфолио") |
Дипломы и грамоты за школьный марафон:
победитель
призер
участник |
2 б.
1 б.
0,5 б. |
Дипломы и грамоты за школьные олимпиады:
победитель
призер
участник |
3 б.
2 б.
1 б. |
Дипломы и грамоты за районные олимпиады:
победитель
призер
участник |
5 б.
4 б.
2 б. |
Дипломы и грамоты за областные олимпиады:
победитель
призер
участник |
7 б.
5 б.
3 б. |
Сертификаты централизованного тестирования |
до 5 б. |
Сертификаты дополнительного образования |
до 5 б. (каждое) |
Работа в школьном НОУ:
магистр
бакалавр
кандидат |
3 б.
2 б.
1 б. |
Внеурочная деятельность |
Почетная грамота I степени
Почетная грамота II степени
Почетная грамота III степени |
2,5 б.
2 б.
1,5 б. |
Диплом I степени
Диплом II степени
Диплом III степени |
2 б.
1,5 б.
1 б. |
Грамота I степени
Грамота II степени
Грамота III степени |
1,5 б.
1 б.
0,5 б. |
Благодарственное письмо (адм.)
Благодарственное письмо (педагог.)
Благодарственное письмо (дет. объед.) |
2 б.
1,5 б.
1 б. |
Элективные курсы |
Зачетная книжка
3 курса
за каждый курс |
3 б.
1 б. (до 6 б.) |
Действия учащихся, влекущие снижение баллов при подсчете рейтинга
|
Нарушения |
Балл |
Нарушение устава школы |
до 7 б. |
Нарушение правил для учащихся |
до 5 б. |
Постановка на учет школы |
до 7 б. |
Постановка на учет в КДН |
до 10 б. |
|
Ведомость учета творческих работ (по портфолио)
|
Дата |
Предмет |
Название курса |
Работа |
Оценка |
Подпись учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг экспериментальной деятельности
Для эффективного управления системой образования в экспериментальных классах по завершению 2-х лет эксперимента планируется мониторинг, задачи которого будут реализовываться по следующим направлениям:
- Сбор, анализ и обобщение информации о состоянии качества образования (тестовые проверочные работы по ряду предметов).
- Анализ и сравнение качества общеобразовательной подготовки в профильном классе на уровне определения целей, планирования содержания и требований к подготовке учащихся по конкретным предметам (анализ учебных планов, программ и учебников).
- Анализ учебного процесса (организация учебного процесса, методов преподавания, возможностей, обеспечения учебного процесса литературой и другими средствами обучения).
- Оценка результатов обучения, включающая оценку учебных достижений учащихся (диаграммы обученности, успешности, ШТУР).
- Анализ взаимосвязи планируемого и реализуемого уровней образования и результатами обучения.
Выбор методик изучения эффективности педагогического процесса
|
Аспекты изучения |
Диагностические средства |
- Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.
|
- Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
- Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.
- Школьный тест умственного развития (ШТУР).
- Методы экспериментальной оценки педагогов и самооценка учащихся.
- Педагогическое наблюдение.
|
- Сформированность нравственного потенциала личности.
|
- Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" для определения нравственной напрвленности личности.
- Методика С.М. Петровой для определения нравственности личности.
- Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.
- Методы экспериментальной оценки педагогов и самооценка учащихся.
|
- Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.
|
- Методика выявления коммуникативных склонностей.
- Педагогическое наблюдение.
|
- Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.
|
- Методы экспертной оценки педагогов.
- Наблюдения.
|
- Сформированность физического потенциала личности учащегося.
|
- Статистический медицинский анализ состояния здоровья.
- Выполнение контрольных нормативов в беге 30 м., 6 мин. беге, прыжках в длину.
- Методы экспертной оценки.
|
- Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельности в школе.
|
- Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью".
- Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей.
|
- Сформированность общешкольного коллектива.
|
- Методика Р.С. Немова "Социально-психологическая самоаттестация коллектива".
- Методика М.И. Рожкова "Определение уровня развития ученического самоуправления".
- Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.
|
|
Целевые ориентиры в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии
|
Критерии |
Показатели |
- Интеллектуальная развитость учащегося.
|
- Освоенность учащихся образовательной программы.
- Развитость познавательных процессов и интересов личности.
- Сформированность учебной деятельности.
|
- Нравственная развитость учащихся.
|
- Сформированность основных нравственных качеств личности ребенка.
- Социальная активность ребенка.
|
- Физическая развитость учащихся.
|
- Состояние здоровья.
- Овладение навыков гигиены.
- Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.
|
|
Эффективность воспитательного процесса
|
Критерии |
Показатели |
- Сформированность познавательного потенциала личности выпускника.
|
- Обученность учащихся.
- Развитость мышления.
- Познавательная активность.
|
- Сформированность нравственного потенциала личности выпускника.
|
- Нравственная направленность.
- Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, коллективу, себе, учебе, природе, труду.
|
- Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника.
|
- Коммуникативность.
- Сформированность коммуникативной культуры учащихся.
|
- Сформированность эстетического потенциала личности выпускника.
|
- Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.
|
- Сформированность физического потенциала личности выпускника.
|
- Состояние здоровья учащихся.
- Развитость физических качеств.
|
|
Мониторинг образования учащихся школы
Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психологического развития личности, контрольные работы.
Многие аспекты мониторинга опираются на диагностические методики, представленные в пособии под редакцией Степановой Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности».
Сравнительный анализ, проводимый по различным предметам, позволяет проследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в занятиях учащихся. Систематичность контроля отражается в журнале. Журналы проверяются заместителем директора по учебной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля.
По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля.
В преподавании предметов естественного цикла используется лабораторно-практической контроль.
Итоговый контроль осуществляется в различных видах:
- по субъекту контроля - это административные, районные контрольные работы;
- по соответствию прогнозируемому результату - выпускные экзамены;
- по форме проведения - устная, письменная и комбинированная.
Система сбора и обработки педагогической информации о состоянии и качества образования представлена в таблице.
Содержание педагогической информации |
Методы сбора информации |
Материалы для сбора информации |
Способы обработки |
Контроль и учет знаний школьников |
1) Проверка ЗУН.
2) Срез знаний.
3) Тестирование.
4) Административные контрольные работы.
5) Выпускные экзамены. |
1) Тексты срезовых контрольных работ.
2) Тесты.
3) Билеты.
4) Тексты письменных работ. |
1) Свободные таблицы.
2) Диаграммы.
3) Анализ.
4) Диаграммы.
5) Свободные таблицы. |
Сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН) |
1) Анализ и выделение главного.
2) Составление плана.
3) Сравнение и аналогия.
4) Систематизация.
5) Классификация обобщения.
|
1) Отдельные субтесты ШТУР.
2) Срезовые контрольные работы по предметам.
3) Диагностическая контрольная работа. |
1) Свободные таблицы.
2) Диагностические карты (по В.И. Зверевой) |
Диагностика развития личности |
1) Тестирование. |
1) Психологические тесты (Айзенк, ШТУР). |
1) Интерпретация.
2) Анализ. |
Диагностика обученности |
1) Отчеты учителей по итогам года, четвертей. |
1) Форма отчета. |
1) Графики.
2) Диаграммы. |
Диагностика воспитанности |
1) Наблюдение.
2) Анкетирование.
3) Экспесс-диагностика (по Е.Н. Степановой). |
1) Воспитание в семье.
2) Проявление воспитанности в учебной деятельности, во внеурочной деятельности. |
1) Анализ.
2) Диагностические карты.
3) Графики. |
Изучение уровня развития психических качеств личности |
1) Наблюдение.
2) Анкетирование. |
1) Методики "Познай себя".
2) Самооценка черт характера (Айзенк). |
1) Анализ. |
Качество формирования ОУУН
|
№ пп. |
Название группы |
Содержание ОУУН |
1. |
Учебно-организационные |
1) Организация рабочего места.
2) Выполнение правил гигиены учебного труда.
3) Принятие учебной цели.
4) Выбор способов деятельности.
5) Планирование организации контроля труда. |
2. |
Учебно-интеллектуальные |
Овладение приемами умственной деятельности (сравнение, анализ, систематизация, обобщение, абстрагирование, моделирование, мысленный эксперимент). |
3. |
Учебно-коммуникативные |
1) Устная речь (пересказ, описание явлений, рассуждения).
2) Письмо, письменная речь (сочинение, оформление опыта).
3) Учебное слушание (выделение главного и др.). |
4. |
Учебно-информационные |
Способы получения знаний:
1) Чтение.
2) Работа с учебником.
3) Экспериментально-практическая работа.
4) Работа с различными источниками знаний. |
|
Критерии оценки качества образования
|
Критерии |
Показатели |
Конечный показатель прогрессивного развития |
1) Соответствие образовательным стандартам |
- результаты итоговой и текущей аттестации;
- число обучающихся на "4" и "5";
- участие в интеллектуальном марафоне, предметных олимпиадах, конкурсах, НПК;
- сохранение контингента детей в школе. |
Результаты стабильные или растут |
2) Рост научно-методического обеспечения |
- образованность, профессионализм учителя;
- число педагогов-исследователей;
- категорийность (уровень профессиональной квалификации) кадров;
- работа в творческих, проблемных группах;
- работа НМС (программы, рекомендации);
- поощрения и награды за научно-методическую деятельность;
- участие в конкурсах, научно-практических конференциях, методических фестивалях. |
Рост этих показателей имеет устойчивый характер |
3) Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса |
- динамика удовлетворенности учителей, учащихся, родителей. |
Рост удовлетворенности
(по опросам, уровню взаимодействия с выпускниками школы).
Имидж школы. |
4) Углубление развития |
- владение учителями личностно-ориентированными технологиями. |
Тенденция к овладению и применению личностно-ориентированных технолгий имеет устойчивый характер. |
5) Рост достижений |
- динамика достижений учителя, ученика МОУ |
Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио) и системных. |
6) Экономическое и материально-техническое развитие |
- материально-техническое и экономическое оснащение школы. |
Стабильность и улучшение материально-технического оснащения (не ухудшается) |
|
|