Содержание

  1. Обоснование экспериментальной работы.
  2. Анализ существенной ситуации в школе.
  3. Цель экспериментальной работы, ожидаемые результаты, задачи.
  4. Педагогические средства, приемы и способы реализации желаемых результатов.
  5. План реализации.
  6. Оперативный анализ хода экспериментальной работы.
  7. Психологическое сопровождение эксперимента.
  8. Учебный план социально-экономического профиля 2005-2006 учебного года.
  9. Учебно-методическое обеспечение социально-экономического профиля.
  10. Сведения об учителях, работающих в социально-экономическом классе.
  11. Модель личности выпускника (результаты образовательной деятельности).
  12. Результаты образовательной деятельности (один из возможных вариантов).
  13. Макет ИУП учащихся 10"Б" класса.
  14. Положение об организации образовательного процесса в социально-экономическом классе школы №42 на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся.
  15. Положение об индивидуальном учебном плане учащихся 10"Б" класса школы №42.
  16. Положение о портфолио учащихся.
  17. Положение о рейтинге старшеклассников.
  18. Мониторинг экспериментальной деятельности.
  19. Мониторинг образования учащихся школы .

   
 

     «Эксперимент в образовании - это изменения составляющих образовательного процесса с целью осуществления ожидаемых позитивных приращений в развитии обучающегося, которые в каждом конкретном случае следует определить»

(Из рекомендаций по организации
опытно-экспериментальной работы)

 

 

 

 

        Обоснование экспериментальной работы

        В условиях модернизации содержания образования необходимо учитывать новые требования, предъявляемые обществом к социальному статусу каждого человека. В сегодняшних нормативных документах определяется основная идея обновления старшей школы, которая состоит в том, что «расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Сама жизнь уже убедительно доказала, что малоэффективно учить «всех всему». Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом юношами идевушками своих интересов и дальнейших, послешколъных жизненных планов» (Стратегия модернизации общего образования. М., 2001 г.).

        Наша школа поддерживает значение изменений в структуре современного образования в отношении ученика и учителя. Учащийся по окончанию старшей ступени должен быть способен к выбору своего жизненного пути, гражданского самоопределения, т.е. быть самостоятельной, творческой, конкурентноспособной, воспитанной личностью.

        Анализ существующей ситуации в школе

        1) У многих учащихся школы старшей ступени отсутствует четко выраженная положительная мотивация к продолжению образования, характерно неумение ориентироваться в предлагаемых образовательных возможностях, учащиеся имеют недостаточный уровень осознания собственных интересов и перспектив.

        2) Учебные программы на сегодняшний день в большинстве своем содержат большой объем учебных элементов, подлежащих запоминанию, а не обучению приемам самостоятельного поиска и выбора необходимой информации.

        3) Стиль и содержание обучения предметам в старших классах меняются медленно. Они остаются монологичными, часто авторитарными, направленными на усвоение информации по предметам (кстати, по требованиям тех же учебных программ).

        4) Учитель (в силу сложившихся условий) остается в большей мере ретранслятором информации, чем управленцем учебной деятельностью ученика.

        5) К сожалению, результаты обучения по-прежнему оцениваются на основе предметных стандартов (ЗУН) и с использованием жесткой пятибалльной системы отметок.

        6) Оснащение школы современными техническими средствами оставляет желать лучшего.

        Сегодняшняя ориентация школьников по продолжению образования в старшей ступени становится не столько общеобразовательной, сколько профильной. Необходимо соотнести современные методики и технологии обучения в профильных классах с личностно-ориентированными подходами в образовании. В современной структуре образования необходимо привитие учителю управленческой культуры, вооружить его методами и приемами управления качеством образования учащихся, главным механизмом которого является методика, состоящая из технологической деятельности учителя, научного обоснования, элементов управления.

        В условиях противоречия между многопредметностью школьного обучения и профильного образования, в процессе здоровьесбережения учащихся (что является основной задачей школы) и самоопределения выпускника в быстро меняющихся условиях жизни появляется желание помочь учащимся старшей ступени реализовать себя в школе и в дальнейшей деятельности через профильное обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП).

        Цель экспериментальной работы, ожидаемые результаты, задачи

        Целью данной экспериментальной работы (ЭР) является освоение наиболее оптимальной и универсальной формы УВР по ИУП старшеклассников в рамках профильной (а дальше и предпрофильной) подготовки на методическом уровне, апробация ИУП в профильном социально-экономическом классе (10"Б") и разработка научно-методических рекомендаций и материалов для дальнейшего внедрения в работу старшей ступени обучения ИУП, как одну из форм управления качеством образования в школе.

        Работа по ИУП учащимися предусматривает повышение управленческой роли учителя посредством его обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся на основе индивидуальных интересов и возможностей. Работа по ИУП предполагает наличие следующих факторов:

  • диагностичность целей процесса;
  • учет функциональной зависимости между целями и продолжительностью (2 года), а также уровнями сложности и трудности содержания учебного материала;
  • обязательная учебная деятельность учащихся;
  • обязательное освоение элементов личностно-ориентированных технологий каждым учителем.

        Объектом исследования ЭР является деятельность учителя в УВП и деятельность учащихся 10"Б" класса по реализации ИУП.

        Предметом исследования являются цели, содержание, формы и методы управленческой деятельности учителя.

        Ожидаемые результаты:

            - развитие у учителей ориентации на новую модель старшей школы;
            - создание пространства для профильного самоопределения по ИУП;
            - повышение управленческой деятельности учителя;
            - улучшение психологического здоровья учащихся и учителей;
            - рост качества образования, его актуализация;
            - самоопределение учащихся после школы по выбранному профилю обучения в 10-11 кл. (70-80%);
            - овладение личностно-ориентированными технологиями.

      В ходе ЭР начать формирование системы управленческой деятельности учителя в педагогическом процессе. Для этого необходимо:

  1. Повышение управленческой роли учителя по отношению к учебной деятельности учащихся (учитель-консультант, помощник, сотрудник, руководитель).
  2. Управленческая деятельность учителя включает в себя взаимосвязанные и самостоятельные этапы педагогического анализа, формирование цели, планирования принятие решений, организация исполнения, контроля и оценки результатов, коррекцию.
  3. Целеполагание управленческой деятельности учителя диагностично и базируется на психолого-педагогическом анализе состояния УВП.
  4. Все участники УВП овладевают навыками самоанализа, самооценки и саморегуляции.
  5. Управленческая деятельность учителя повышает результативность, оптимизирует учебную деятельность учащихся, сохраняет ресурсы здоровья учащихся и учителей.

      Задачи ЭР:

  1. Изучить и проанализировать материалы по составлению и реализации ИУП старшеклассника в педагогической литературе и из опыта работы школ, работающих по ИУП.
  2. Изучить психолого-педагогическое состояние деятельности учителей и учащихся профильного класса, выявить предпосылки обновления учебной деятельности при переходе на обучение по ИУП.
  3. Определить и обосновать цели, содержание и методы формирования системы управленческой деятельности учителя в УВП.
  4. Апробировать и внедрить в практику систему управленческой деятельности учителя в рамках обучения учащихся социально-экономического профиля школы по ИУП учащихся.
  5. Разработать программно-методические материалы и рекомендации по данной ЭР.

      ИУП учащихся является одним из средств достижения цели данной ЭР.

      Педагогические средства, приемы и способы реализации желаемых результатов:

  1. Разработка модели выпускника средней школы №42.
  2. Разработка и апробация ИУП старшеклассника профильного класса.
  3. Создание системы мониторинга уровня достижений учащихся и учителей, работающих в профильном классе.
  4. Освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий ( модульной, тиот, дифференциации, многоуровневая индивидуализация учебной деятельности учащихся).
  5. Внедрение в практику предпрофильного и профильного обучения, создание портфолио учащегося.
  6. Разработка системы учебных занятий, лекций, семинаров, практических занятий по повышению управленческой роли учителя в УВП.
  7. Проведение «круглых столов» с руководителями ШМО по поиску форм контроля уровня достижений учащихся, анализу результатов и корректировке целей и задач в работе МО.
  8. Разработка форм учета профессионального роста учителя, его достижений.
  9. Создание экспертного совета при НМС для экспертизы проделанной работы учащимися и учителями.
  10. Консультационная работа со старшеклассниками.
  11. Выявление запросов, интересов, удовлетворенности учащихся и их родителей обучением по ИУП.

      План реализации экспериментальной работы по ИУП учащихся 10 класса

Этап работы Содержание работы Ответственные

I этап
Информационно-аналитический

Цель:
формирование единой методологической базы экспериментальной работы

Задачи:
1) Научная - разработать научно-обоснованную базу для работы по ИУП старшеклассника (положения о профильном социально-экономическом классе, о ИУП 10"Б", о портфолио учащихся, о рейтинговой таблице, программы ЭР, самовоспитания, саморазвития).

2) Практическая - создать комплекс психолого-диагностических карт для информационно- аналитической деятельности учителя.

3) Методическая - создать методику алгоритма работ сучащимися старшей ступени по их ИУП.

1) Изучение литературы по личностно-ориентированным технологиям. 1 четверть,
зам. по НМР
2) Разработка положений об ИУП в 10"Б" классе. Зам. по НМР

3) Составить учебный план на социально-экономический класс.

 

4) Информирование учителей, учащихся, родителей о профильном обучении и обучении по ИУП:

- собрание учащихся (о портфолио), классных руководителей;
   
- собрание учащихся и их родителей, классных руководителей об ИУП;
   
- учеба учителей по личностно-ориентированным технологиям (модульная, ИУП);
   
- собрание учителей, работающих в 10"Б" классе (по ИУП);
   
- анкеты для учащихся 10"Б" класса (о готовности обучаться в социально-экономическом классе).

 

Классный руководитель

 



Классный руководитель
 
Зам. по НМР (сентябрь)
 
Зам. по НМР (ноябрь)
 
Классный руководитель, психолог (ноябрь)
5) Составление технологической карты каждого учащегося 10"Б" класса "Психологическое состояние учащегося". Психолог, классный руководитель
6) Проведение еженедельных классных часов в 10"Б" классе по реализации ИУП (индивидуальна). Классный руководитель
7) Семинар для учителей, работающих в старшем звене "О повышении управленческой роли учителя в профильном образовании старшеклассников" апробация и внедрение личностно-ориентированных технологий (модульной, тиот). Зам. по НМР (сентябрь 2006, январь 2006 г.)
8) Мониторинг деятельности учащихся и учителей в учебной деятельности и во внеурочной (итоговые к/р, с/р, промежуточные срезы, лабораторные занятия, практические занятия).
Корректировка планов деятельности учащихся и учителей.
Зам. по НМР, Зам. по УВР
9) Создание условий для успешной реализации ИУП учащихся в урочное и внеурочное время. В течение года
10) Собрание учащихся по выявлению трудностей, проблем, успехов в реализации ИУП. Классный руководитель, Зам. по НМР (февраль, май)
11) Индивидуальные консультации с учителями по управленческой деятельности (реализация ИУП учащихся 10"Б" класса). В течение всего этапа
12) Создание расписаний для учащихся 10"Б" класса. Зам. по УВР
13) Создание макета ИУП старшеклассника. Утверждение его на НМС. Зам. по НМР, классные руководители
14) Классный час "Структура портфолио учащихся 10 класса". Классный руководитель
15) Разработка рейтинговой таблицы успешности старшеклассника в обучении и воспитании. Творческая группа "Портфолио"

II этап
Диагностический

Задачи:
1) Научная - структурировать управленческую, обучающую, исследовательскую деятельность учителя и учащегося.

2) Практическая - создать материал по диагностике степени обученности, развития и воспитания учащегося.

1) Проведение диагностических работ по русскому языку, литературе, математике, иностранному языку (на понимание, перенос знаний, узнавание и т.д.) Зам. по УВР, учителя-предметники (ноябрь)
2) Диагностические работы по профильным предметам (история, экономическое право). Определение уровней ЗУН учебной деятельности и внеурочной. Учителя-предметники (декабрь 2005 г., май 2006 г.)
3) Проверка посещаемости элективных курсов и факультативов. Зам. по УВР
4) Анкеты для учащихся "Какие курсы посещать? Что они тебе дают?" Классный руководитель
5) Анкета для родителей "Что вы ожидаете от социально-экономического профиля для совего ребенка?", "Что вы знаете о портфолио?" Классный руководитель
6) Определение мотивации учащихся, их самочувствие в профильном классе. Психолог

III этап
Внедрение и мониторинг

Цель:
Оптимизация методического уровня работы учителя и ученика по ИУП.

Задачи:
1) Научная - разработка концептуальной модели управленческой деятельности учителя и управленческой деятельности ученика по ИУП.

1) Создание ИУП учащихся и утверждение их директором школы и экспериментальной группой при НМС. Зам. по НМР, класснай руководитель (октябрь)
2) Разработка программы самовоспитания в 10 кл., 11 кл. и реализация ее в практике работы профильных классов. Зам. по НМР, психолог, классный руководитель
3) Выстраивание индивидуальных траекторий обучения в начале и в конце учебного года, промежуточных срезов. Класный руководитель
4) Вести отслеживание "плюсов" и "минусов" динамики изменений. Классный руководитель (в течение года)
5) Обсуждение хода реализации ИУП учащихся 10"Б" класса на совещании при директоре, на заседании предметных МО. Зам. по НМР
IV этап
Подведение итогов. Корректировка.
1) Подведение итогов ЭР в 10"Б" классе по ожидаемым результатам. Июнь 2006 г., декабрь 2007 г.
2) Оценивание "портфолио" учащихся. Рекомендации экспертного совета. Май 2007 г.
3) Корректировка ЭР по ИУП, по профильному обучению учащихся старшей ступени обучения. Зам. по НМР, экспертный совет, НМС, руков. МО,
Май 2006 г.,
июнь 2007 г.
4) Разработка алгоритма управленческой деятельности учителя по ИУП учащихся старшей ступени (на основе накопленных данных и результатов мониторинга за весь период ЭР). Экспертная группа, НМС
5) Разработка рекомендаций для дальнейшего внедрения в практику профильного обучения ИУП учащегося. Экспертная группа, заседание НМС, руководители ТГ.

      Ответственным за всю программу назначается заместитель директора по научно-методической работе, ответственным за работу социально-экономического класса (тьютером) классный руководитель 10"Б" класса.

     Оперативный анализ хода ЭР

  1. Периодические интервью с учителями, участвующими в ЭР с целью определить их уровень понимания основных целей, результатов и способов их достижения в УВП.
  2. Периодически посещать занятия учителей с целью: определить «реальные» цели и возможные результаты, степень соответствия между ними.
  3. Оценить эффективность используемых педагогических средств для достижения поставленных целей и задач.
  4. Фиксировать все положительные и отрицательные последствия проводимых изменений на основе своих наблюдений.
  5. Проводить семинары учителей, участвующих в ЭР (привлекать всех желающих). Обсуждать затруднения, проблемы, возникающие по ходу ЭР.
  6. Организовать посещение учителями занятий своих коллег. Обсуждать занятия на практических семинарах (культура посещения и конструктивного анализа деятельности учителя).

     Психологическое сопровождение эксперимента

     Задачи:

  1. Обеспечение психологической компетентности педагогов-участников эксперимента.
  2. Отслеживание протекания психических процессов личности ребенка в условиях эксперимента.
  3. Своевременное оказание психологической помощи в период адаптации всем участникам эксперимента.
  4. Проведение коррекционных мероприятий в случае выявления зон западения.

      Способы диагностики:

  1. Внешний: по одним и тем же параметрам диагностируется класс экспериментальной и контрольный.
  2. Внутренний: одни и те же параметры исследуются через определенные промежутки времени у учащихся экспериментального класса.

      Исследуемые параметры:

  1. Познавательная сфера: мышление (в том числе и его способы), внимание, память.
  2. Мотивационная сфера: учебные мотивы, их иерархия.
  3. Я - концепция и самооценка личности. Способы самореализации.
  4. Сфера общения и межличностных отношений.

      План работы с учащимися:

  1. Диагностика мышления:
    1. Уровень развития (сентябрь).
    2. Способы мышления (октябрь).
  2. Диагностика особенностей - познавательных процессов (памяти, внимания) (октябрь-декабрь).
  3. Отслеживание процесса адаптации:
    1. Состояние тревожности.
    2. Самооценка.
    3. Межличностные отношения (сентябрь-октябрь).
  4. Работа по развивающей программе "Определи свой стиль мышления" - (ноябрь-март).
  5. Диагностика межличностных отношений (октябрь, апрель).
  6. Отслеживание формирования "Я - концепции" (по анкетам, рисуночным тестам и другим диагностическим методам) (в течение года).
  7. Групповые и индивидуальные консультации (по мере поступления запросов).

      План работы с учителями:

  1. Участие в работе методического совещания по проблемам адаптации учащихся экспериментальных классов (ноябрь).
  2. Участие в работе районных семинаров по проблемам внедрения эксперимента (по плану школы).
  3. Групповые и индивидуальные консультации классных руководителей, учителей-предметников и администрации школы.

      План работы с родителями:

  1. Беседы: "Возрастные особенности старшего школьника" и "Профессиональная ориентация в условиях семьи".
  2. Групповые и индивидуальные консультации.

 

Учебный план школы старшей ступени на 2005-2006 учебный год
10"Б" класс (социально-экономический профиль)

 
№ пп.
Учебные курсы
Число часов
1. Базовые общеобразовательные предметы:  
  Русский язык 1
  Литература 3
  Иностранный язык 3
  История 2
  Физика 2
  Химия 1
  Биология 1
  Физическая культура 2
  ОБЖ 1
  География 1
  Информатика 1
2. Профильные образовательные предметы:  
  Математика 6
  Экономика 2
  Право 2
  Обществознание 3
3. Элективные курсы (3 курса по выбору) 4
4. Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. Технология профессионального успеха. 1
5. Региональный компонент  
  Всего: 36

 

Учебно-методическое обеспечение социально-экономического профиля

 
№ пп.
Предмет Учебник Программа Учитель
1. Русский язык А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Горшков "Словесность" Власенков А.И. Винник Н.А.
2. Алгебра и начала анализа Алимов, Колягин "Алгебра" Экспериментальная программа, стр. 226, 246 Рузиева А.П.
3. Геометрия Атанасян Л.С.   Рузиева А.П.
4. Литература А.Г. Кутузов "Русская литература XIX века", 10 кл. Кутузов А.Г. Винник Н.А.
5. История Бугаев "История"   Струков А.Я.
6. Право Никитин   Струков А.Я.
7. Обществоведение Л.Н. Боголюбов "Человек и общество" Программа курса "ЧиО" Струков А.Я.
8. Информатика Семакин "Информатика" Экспериментальная программа, стр. 265 Рыжакова И.Э.
9. Английский язык Климентьева   Карасева Л.И.
10. География Максаковский "Экономическая география мира" Программные документы Семеняк О.В.
11. Физика Мансуров "Физика" Программа автора Безбородова Л.А.
12. ОБЖ Смирнов "ОБЖ" 10 кл.   Подкорытова Т.М.
13. Экономика В.С. Автономов "Экономика" Экспериментальная программа Галимова Н.И.
14. Биология Т.В. Иванова "Биология" 10 кл. Экспериментальная программа Витковская С.Б.
15. Технология Бондарев "Технология"   Витренко Р.П.
16. Химия     Наделяева Т.А.
17. Физическая культура В.И. Лях "Физическая культура" Общеобразовательная программа Спицын А.А.

      Спецкурсы: русский язык Горшков "Русская словесность", "Налоги России".

     

Сведения об учителях, работающих в 10"Б" классе
(социально-экономический профиль)

 
№ пп. ФИО учителя Предмет
Категория, разряд
Стаж работы
Аттестация
Курсы подг.
1. Винник Н.А. Русский язык и литература,
кл. руководитель
13
17
2005 2005
2. Рузиева А.П. Математика 13
22
2003 2005
3. Струков А.Я. История 13
25
2003 2003
4. Витковская С.Б. Биология 13
8,5
2003 2003
5. Безбородова Л.Д. Физика 14
25
2003 2005
6. Наделяева Т.А. Химия 12
6
  2003
7. Рыжакова И.Э. Информатика 13
11
2002 2004
8. Витренко Р.П. Технология 14
33
   
9. Карасева Л.И. Английский язык 13
36
2004 2005
10. Галимова Н.И. Экономика 12
8
   
11. Семеняк О.В. География 13
28
2003 2002
12. Подкорытова Т.М. ОБЖ 10
6
2003 2004
13. Спицын А.А. Физическая культура 12
5
2003 2003

      Примерный перечень элективных курсов:

  1. Психология.
  2. Социология.
  3. Налоги России.
  4. Русский язык (подготовка к ЕГЭ).

 

Модель личности выпускника школы №42

 

Результаты образовательной деятельности (один из возможных вариантов)

  1. Обученность:
    1. Сформированность ЗУНов в логике реализуемых вариативных образовательных программ.
    2. Удовлетворенность учащихся своим учебным трудом (или успехом учебного труда).
    3. Достаточная степень мотивированности к достижению высоких результатов.
    4. Системная компетентность.
  2. Воспитанность:
    1. Нравственно-развитая личность, следующая установленным нормам в обществе и государстве.
    2. Сформированность нравственного самосознания, характеризующегося развитой гражданской позицией, высоким чувством патриотизма, интернационализмом, личной ответственностью.
  3. Коммуникативные способности:
    1. Хорошо развитая устная и письменная речь.
    2. Способность к диалогу (умение слушать, слышать, отстаивать свою позицию).
    3. Соответствие культуры общения общепринятым этическим нормам.
  4. Сохранение и укрепление здоровья:
    1. Личность с сохранным психическим здоровьем.
    2. Сформированность умений и навыков здорового образа жизни.
    3. Сформированная физически здоровая личность.
    4. Социально-адаптированный школьник с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Толерантность:
    1. Сформированность коллективистских навыков.
    2. Принятие другого человека как ценность.
    3. Развитая эмпатия (сочувствие, сострадание к другому человеку).
    4. Способность жить в образовательном сообществе в многополярном мире.
  6. Способность к самоактуализации и саморегуляции:
    1. Личность, способная выстроить реальный жизненный план, умеющая самореализовать его.
    2. Личность, способная адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни.
    3. Социальная успешность и востребованность.
    4. Коммуникабельность.
    5. Способность к творчеству.
  7.  

Макет ИУП учащихся 10"Б" класса

  Индивидуальный учебный план

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации образовательного процесса в социально-экономическом классе школы №42 на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся.

      1. Общие сведения.

      1.1. Нормативно-правовой основой данного положения является Закон РФ «Об образовании». Концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования. Базисный учебный план для полного общего образования (от 09.03.2004 г. №1312).
      1.2. Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (базовых, профильных и элективных курсов), выбранных учащихся на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив.
      1.3. ИУП формируется на основе Базисного учебного плана исходя из возможностей МОУ школы №42 в предоставлении образовательных услуг.
      1.4. ИУП утверждаются на заседании НМС и директором школы.
      1.5. Учебный план социально-экономического класса формируется на основе ИУП.

      2. Планирование образовательного процесса и оформление документации.
          - формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся;
          - составление ИУП;
          - составление учебного плана социально-экономического класса на основе ИУП;
          - формирование учебных групп;
          - составление расписания;

      3. Контроль за выполнением ИУП.

      3.1. Ответственность за выполнение ИУП возлагается на обучающегося. Он обязан вести зачетную (маршрутную) книжку, в которой фиксируется нагрузка обучающегося текущее выполнение ИУП, промежуточные, итоговые (полугодовые и годовые), зачетные и экзаменационные отметки.
      3.2. Администрация школы несет ответственность за обеспечение условий выполнения ИУП. Классный руководитель контролирует заполнение зачетных (маршрутных) книжек учащихся и представляет отчет о выполнении ИУП в конце каждой четверти завучу. Завуч школы контролирует выполнение учебного плана профильного класса.
      3.3. Обучающийся имеет право с разрешения директора школы внести изменения в набор изучаемых предметов после получения итоговых положительных отметок за первое полугодие.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном учебном плане учащихся 10"Б" класса школы №42

      1. Общие положения.

      1.1. Цель - реализация индивидуальных учебных планов (маршрутов) учащихся 10"Б" класса в системе профильной подготовки (социально-экономический профиль).
      1.2. Нормативно-правовой основой ИУП (как результата дифференцированного обучения) является Закон РФ «Об образовании», «Концепция профильного обучения», Программа развития школы №42, документы, регламентирующие экспериментальную деятельность по организации профильной подготовки.
      1.3. Цель ИУП - создание условий для реализации самоопределения учащихся по выбранному профилю.
      1.4. Задачи ИУП:
             - обеспечить реализацию государственного стандарта образования;
             - обеспечить углубленное изучение истории, математики, иностранного языка, экономики сверх стандарта;
             - предоставить учащимся возможность самостоятельно осваивать интересное и важное для каждого по различным учебным предметам, выбранными ими в рамках профиля;
             - мотивация учащихся на активную образовательную деятельность;
             - развитие навыков самооценки, самоконтроля и самоанализа учащихся.
      1.5. ИУП является приложениями к учебному плану школы, согласуются с НМС и утверждаются директором школы.

      2. Требования к содержанию ИУП учащихся 10 классов.

      2.1. Основной ИУП являются школьные предметы, обязательные для всех учащихся в объеме государственных стандартов.
      2.2. Учащийся 10 класса самостоятелен в выборе уровня изучения любых школьных предметов, а также отдельных тем и разделов программы.
      2.3. В ИУП должно быть включено развивающие содержания базового предмета для подготовки ЕГЭ.
      2.4. При составлении ИУП учитывается внеурочная образовательная деятельность учащихся (курсы, очные и заочные школы, компьютерный колледж и т.д.). Создаются условия для проектной и исследовательской деятельности учащихся.

      3. Условия и порядок проектирования ИУП.

      3.1. Учебно-тематические планы для проектирования ИУП утверждаются на заседании научно-методического совета школы.
      3.2. Информирование учащихся и их родителей о профильной подготовке учащихся школы осуществляется на родительских собраниях классными руководителями, администрацией школы, через информационные стенды, листовки.
      3.3. Диагностирование для составления ИУП проводится психологом школы и классным руководителем. Материалы для диагностик подбирают учителя-предметники вместе с психологом школы. Результаты диагностирования поступают заместителю директора по научной работе.
      3.4. Завуч школы согласует расписание учащихся 10 кл. с учетом их ИУП.
      3.5. Порядок составления ИУП включает в себя:
             - учащиеся с родителями составляют заказ на ИУП. Классный руководитель и учителя предметники оказывают консультативную помощь;
             - заместитель директора по НМР с психологом школы осуществляет экспертизу ИУП каждого ученика;
             - классный руководитель 10 кл. и заместитель директора по НМР составляют макет ИУП и готовят его для утверждения на научно-методическом совете;
             - администрация школы анализирует макеты ИУП и планирует действия по их обеспечению.
      3.6. Сроки осуществления действий и ответственные лица конкретизируются в ежегодном плане по профильной подготовке.

      4. Условия и порядок реализации ИУП учащихся.

      4.1. Занятия базовой части ИУП проводятся в первой половине дня (классно-урочной системе, а вариативная часть - во второй половине дня по согласованию с учителями-предметниками и завучем школы). Расписание для учащихся 10 кл. составляется завучем отдельно от других классов.
      4.2. Для реализации ИУП учащихся необходимы следующие документы:
             - перечень предметов, выбранных учащимися для индивидуального обучения;
             - учебно-тематические планы учителей-предметников, чьи предметы включены учащимся 10 кл. в ИУП;
             - расписания 10 кл.;
             - журнал контроля, журнал мониторинга 10 кл.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о портфолио учащихся

      1. Общие положения.

      1.1. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
      1.2. Портфолио может быть представлено в виде папки с файлами, хранится у ученика, период накопления может начаться со второго класса, контролируется классным руководителем, который в течении всех лет отслеживает накопляемость содержимого.

      2. Цели и задачи.

      2.1. Обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте.
      2.2. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.
      2.3. Повысить образовательную и общественную активность, уровень осознания учащимися своих целей и возможностей.

      3. Структура портфолио.

 
      Титульный лист портфолио

  Фамилия .............................................................................................
  Имя ......................................................................................................
  Отчество .............................................................................................
  Школа .................................................................................................
  Класс ...................................................................................................

  Период, за который представлены документы и материалы:
  с   ................................. 200.... г.
  по ................................ 200.... г.

  Личная подпись школьника ..........................................................

      Блок «А»

      В данном разделе можно помещать копии наиболее важных официальных (с печатью) документов на случай возможной их утраты или потери при работе с портфолио. Это:
      - копия аттестата;
      - вкладыш в аттестат, содержащий итоговый балл;
      - сертификаты;
      - свидетельства;
      - грамоты.

      Примечания:

      1. В этом разделе помещаются все имеющиеся у школьника копии сертифицированных документов, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты (свидетельства) о прохождении курсов или о результатах тестирования и т.д.
      2. На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.

Вкладыш результатов экспертизы документов блока «А»

  Настоящий вкладыш оформлен на основании оригиналов официальных документов,
  представленных в портфолио ....................................................................................................
                                                                                       Подпись директора школы

 

            Дата ..........................

            Печать

      Блок «В»

      Материалы этого раздела, систематизируются в трех подразделах:
      1) Курсы по выбору.
      2) Творческие работы.
      3) Занятия в кружках и факультативах, секциях.

      1. Курсы по выбору.

      Основной документ этого подраздела - зачетная книжка, которая является официальным документом, подтверждающим факт прохождения курсов по выбору. Зачетная книжка также должна быть заверена директором школы.

      Зачетная книжка
 
№ пп.
Название курса Место и время прохождения Вид программы Количество часов Отметка
(балл, зачет)
Подпись
План Факт
1.              
2.              
3.              
4.              
Общее количество учебных часов:        

 

      2. Творческие работы.

      При формировании данного подраздела целесообразно вначале также дать перечень представленных творческих работ, учитывая то, что их содержание должно соответствовать профилю будущего обучения. В совокупности эти материалы должны дать довольно четкую картину соответствия тех видов деятельности, которыми учащиеся занимались, содержанию предметов профильного обучения. Все творческие работы, которые нельзя в натуральном виде поместить в папку, должны быть представлены их описаниями или фотографиями.

      3. Занятия в кружках и факультативах, секциях.

      Сведения о работе целесообразно представить в виде таблиц:

      Дополнительное образование
      (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием предмета или творческого объединения)

 
Годы учебы
Наименование учреждения Предмет, творческое объединение Подпись руководителя Баллы
       

      Опыт общественной работы
      (в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы с указанием организации, движения и выполняемой работы).

      Блок «С»

      Это автобиография, отзывы, результаты индивидуальной диагностики профессиональной направленности личности, план профессионального самоопределения, рекомендации и самоотчеты, которые служат лишь вспомогательным материалом в случае необходимости уточнить личностные характеристики. Тем не менее не следует пренебрегать этими материалами, так как порой именно они могут сыграть решающую роль в предоставлении места в профильном классе.

      4. Ответственные по внедрению в практику портфолио как метода оценивания.

      4.1. За внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания отвечают заместитель директора по НМР и руководитель творческой группы «Создание портфолио».
      4.2. Классные руководители проводят информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями, осуществляют помощь в оформлении документов, включаемых в портфолио.
      4.3. Преподаватель технологии проводит диагностику профессиональной направленной личности.
      4.4. Педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику по запросам обучающихся.
      4.5. Педагог-организатор разрабатывает и внедряет систему награждения за внеурочную школьную деятельность.
      4.6. Заместитель директора по НМР совместно с руководителем творческой группы разрабатывают и внедряют систему оценивания материалов портфолио.

      5. Оценивание портфолио.

      5.1. Экспертная группа при НМС оценивает портфолио учащихся 9-11 кл. в баллах в конце учебного года по рейтинговой таблице.
      5.2. Форма представления портфолио по выбору учащихся.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о рейтинге старшеклассников школы №42

      1. Общие положения.

      1.1. Цель рейтинга - упорядочить систему оценивания образовательных результатов и формирование портфолио учащихся.
      1.2. Рейтинг позволяет:
             - повысить мотивацию учащихся на активную образовательную и внеурочную деятельность;
             - развивать навыки самооценки учащихся;
             - фиксировать результаты обучения учащихся на III ступени обучения;
             - совершенствовать систему формирования профильных классов.

      1.3. Принципы формирования рейтинга:
             - открытость (информацию о рейтинге довести до сведения каждого ученика, родителя, учителя);
             - многоаспектность (оцениваются знания учащихся, умения применять их на практике, отслеживание динамики личностного развития ученика);
             - учитываются индивидуальные способности каждого школьника;
             - оцениваются не только количественные показатели, но и процесс учения.

      1.4. Данное положение разрабатывается творческой группой «Создание портфолио ученика» и утверждается на НМС.

      2. Механизм формирования образовательного рейтинга.

      2.1. Индивидуальные достижения учащихся переводятся в балльную систему (см. «Таблицу начисления баллов за индивидуальные достижения учащихся»).
      2.2. Учащиеся 9-х классов и 11-х классов начисляются баллы за аттестат (средний балл). Средний балл аттестата учащихся 9-х классов не ниже 4,0 баллов позволяет ему быть зачисленным (при наличии достижений, связанными с предметами профиля:
олимпиады, конкурсы и т.д.) автоматически в профильный класс.

      3. Образовательный рейтинг складывается:

      Учащиеся 9 кл. - сумма оценок за экзамены, итогового балла «портфолио», среднего балла аттестата.
      Учащиеся 10 кл. - средний балл оценок за год, итоговый балл «портфолио».
      Учащиеся 11 кл. - сумма оценок за государственные экзамены, итоговый балл «портфолио», средний балл аттестата.

      3.1. Механизм формирования рейтинга учащихся внеурочной деятельности:
             - победы (почетные грамоты I , II , III степени в общешкольных мероприятиях);
             - дипломы I , II , III степени за победы в мероприятиях по параллелям;
             - грамоты за участие в мероприятии;
             - благодарственные письма разных уровней (администрация, педагог, детская организация).
      3.2. Классные руководители, учителя-предметники, работники воспитательной службы создают условия для проявления индивидуальных способностей.
      3.3. В конце учебного года учащийся представляет материалы характеризующие его личные достижения. Индивидуальные достижения переводятся в баллы (по таблице).
      3.4. Итоговый рейтинг выставляет экспертный совет при НМС.
      3.5. По итогам рейтинга учащиеся зачисляются в 10-й кл., представляются к поощрению.

Таблица начисления баллов за индивидуальные достижения учащихся
старшей ступени школы №42

    Балл
Образовательный 9 кл. - оценки за государственные экзамены:
      математика
      русский язык
      экзамен №1
      экзамен №2
      средний балл аттестата
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
до 5 б.
10 кл. - средний балл годовых оценок до 5 б.
11 кл. - средний балл аттестата до 5 б.
Индивидуальные накопления оценок ("портфолио") Дипломы и грамоты за школьный марафон:
      победитель
      призер
      участник
2 б.
1 б.
0,5 б.
Дипломы и грамоты за школьные олимпиады:
      победитель
      призер
      участник
3 б.
2 б.
1 б.
Дипломы и грамоты за районные олимпиады:
      победитель
      призер
      участник
5 б.
4 б.
2 б.
Дипломы и грамоты за областные олимпиады:
      победитель
      призер
      участник
7 б.
5 б.
3 б.
Сертификаты централизованного тестирования до 5 б.
Сертификаты дополнительного образования до 5 б. (каждое)
Работа в школьном НОУ:
      магистр
      бакалавр
      кандидат
3 б.
2 б.
1 б.
Внеурочная деятельность Почетная грамота I степени
Почетная грамота II степени
Почетная грамота III степени
2,5 б.
2 б.
1,5 б.
Диплом I степени
Диплом II степени
Диплом III степени
2 б.
1,5 б.
1 б.
Грамота I степени
Грамота II степени
Грамота III степени
1,5 б.
1 б.
0,5 б.
Благодарственное письмо (адм.)
Благодарственное письмо (педагог.)
Благодарственное письмо (дет. объед.)
2 б.
1,5 б.
1 б.
Элективные курсы Зачетная книжка
      3 курса
      за каждый курс
3 б.
1 б. (до 6 б.)

 

       Действия учащихся, влекущие снижение баллов при подсчете рейтинга

 
Нарушения
Балл
Нарушение устава школы до 7 б.
Нарушение правил для учащихся до 5 б.
Постановка на учет школы до 7 б.
Постановка на учет в КДН до 10 б.

 

       Ведомость учета творческих работ (по портфолио)

 
Дата
Предмет
Название курса
Работа
Оценка
Подпись учителя
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Мониторинг экспериментальной деятельности

      Для эффективного управления системой образования в экспериментальных классах по завершению 2-х лет эксперимента планируется мониторинг, задачи которого будут реализовываться по следующим направлениям:

  1. Сбор, анализ и обобщение информации о состоянии качества образования (тестовые проверочные работы по ряду предметов).
  2. Анализ и сравнение качества общеобразовательной подготовки в профильном классе на уровне определения целей, планирования содержания и требований к подготовке учащихся по конкретным предметам (анализ учебных планов, программ и учебников).
  3. Анализ учебного процесса (организация учебного процесса, методов преподавания, возможностей, обеспечения учебного процесса литературой и другими средствами обучения).
  4. Оценка результатов обучения, включающая оценку учебных достижений учащихся (диаграммы обученности, успешности, ШТУР).
  5. Анализ взаимосвязи планируемого и реализуемого уровней образования и результатами обучения.

      Выбор методик изучения эффективности педагогического процесса

 
Аспекты изучения Диагностические средства
  1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.
  1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
  2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.
  3. Школьный тест умственного развития (ШТУР).
  4. Методы экспериментальной оценки педагогов и самооценка учащихся.
  5. Педагогическое наблюдение.
  1. Сформированность нравственного потенциала личности.
  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" для определения нравственной напрвленности личности.
  2. Методика С.М. Петровой для определения нравственности личности.
  3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.
  4. Методы экспериментальной оценки педагогов и самооценка учащихся.
  1. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.
  1. Методика выявления коммуникативных склонностей.
  2. Педагогическое наблюдение.
  1. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося.
  1. Методы экспертной оценки педагогов.
  2. Наблюдения.
  1. Сформированность физического потенциала личности учащегося.
  1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья.
  2. Выполнение контрольных нормативов в беге 30 м., 6 мин. беге, прыжках в длину.
  3. Методы экспертной оценки.
  1. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельности в школе.
  1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью".
  2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей.
  1. Сформированность общешкольного коллектива.
  1. Методика Р.С. Немова "Социально-психологическая самоаттестация коллектива".
  2. Методика М.И. Рожкова "Определение уровня развития ученического самоуправления".
  3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

 

      Целевые ориентиры в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии

 
Критерии Показатели
  1. Интеллектуальная развитость учащегося.
  1. Освоенность учащихся образовательной программы.
  2. Развитость познавательных процессов и интересов личности.
  3. Сформированность учебной деятельности.
  1. Нравственная развитость учащихся.
  1. Сформированность основных нравственных качеств личности ребенка.
  2. Социальная активность ребенка.
  1. Физическая развитость учащихся.
  1. Состояние здоровья.
  2. Овладение навыков гигиены.
  3. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости.

 

      Эффективность воспитательного процесса

 
Критерии Показатели
  1. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника.
  1. Обученность учащихся.
  2. Развитость мышления.
  3. Познавательная активность.
  1. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника.
  1. Нравственная направленность.
  2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, коллективу, себе, учебе, природе, труду.
  1. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника.
  1. Коммуникативность.
  2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.
  1. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника.
  1. Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.
  1. Сформированность физического потенциала личности выпускника.
  1. Состояние здоровья учащихся.
  2. Развитость физических качеств.

 

Мониторинг образования учащихся школы

      Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психологического развития личности, контрольные работы.

      Многие аспекты мониторинга опираются на диагностические методики, представленные в пособии под редакцией Степановой Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности».

      Сравнительный анализ, проводимый по различным предметам, позволяет проследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в занятиях учащихся. Систематичность контроля отражается в журнале. Журналы проверяются заместителем директора по учебной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля.

      По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля.

      В преподавании предметов естественного цикла используется лабораторно-практической контроль.

      Итоговый контроль осуществляется в различных видах:

  1. по субъекту контроля - это административные, районные контрольные работы;
  2. по соответствию прогнозируемому результату - выпускные экзамены;
  3. по форме проведения - устная, письменная и комбинированная.

      Система сбора и обработки педагогической информации о состоянии и качества образования представлена в таблице.

Содержание педагогической информации Методы сбора информации Материалы для сбора информации Способы обработки
Контроль и учет знаний школьников

1) Проверка ЗУН.
2) Срез знаний.
3) Тестирование.
4) Административные контрольные работы.
5) Выпускные экзамены.

1) Тексты срезовых контрольных работ.
2) Тесты.
3) Билеты.
4) Тексты письменных работ.

1) Свободные таблицы.
2) Диаграммы.
3) Анализ.
4) Диаграммы.
5) Свободные таблицы.

Сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН)

1) Анализ и выделение главного.
2) Составление плана.
3) Сравнение и аналогия.
4) Систематизация.
5) Классификация обобщения.

1) Отдельные субтесты ШТУР.
2) Срезовые контрольные работы по предметам.
3) Диагностическая контрольная работа.

1) Свободные таблицы.
2) Диагностические карты (по В.И. Зверевой)

Диагностика развития личности

1) Тестирование.

1) Психологические тесты (Айзенк, ШТУР).

1) Интерпретация.
2) Анализ.

Диагностика обученности

1) Отчеты учителей по итогам года, четвертей.

1) Форма отчета.

1) Графики.
2) Диаграммы.

Диагностика воспитанности

1) Наблюдение.
2) Анкетирование.
3) Экспесс-диагностика (по Е.Н. Степановой).

1) Воспитание в семье.
2) Проявление воспитанности в учебной деятельности, во внеурочной деятельности.

1) Анализ.
2) Диагностические карты.
3) Графики.

Изучение уровня развития психических качеств личности

1) Наблюдение.
2) Анкетирование.

1) Методики "Познай себя".
2) Самооценка черт характера (Айзенк).

1) Анализ.

      Качество формирования ОУУН

 
№ пп.
Название группы Содержание ОУУН
1. Учебно-организационные 1) Организация рабочего места.
2) Выполнение правил гигиены учебного труда.
3) Принятие учебной цели.
4) Выбор способов деятельности.
5) Планирование организации контроля труда.
2. Учебно-интеллектуальные Овладение приемами умственной деятельности (сравнение, анализ, систематизация, обобщение, абстрагирование, моделирование, мысленный эксперимент).
3. Учебно-коммуникативные 1) Устная речь (пересказ, описание явлений, рассуждения).
2) Письмо, письменная речь (сочинение, оформление опыта).
3) Учебное слушание (выделение главного и др.).
4. Учебно-информационные

Способы получения знаний:
1) Чтение.
2) Работа с учебником.
3) Экспериментально-практическая работа.
4) Работа с различными источниками знаний.

      Критерии оценки качества образования

 
Критерии Показатели Конечный показатель прогрессивного развития
1) Соответствие образовательным стандартам - результаты итоговой и текущей аттестации;
- число обучающихся на "4" и "5";
- участие в интеллектуальном марафоне, предметных олимпиадах, конкурсах, НПК;
- сохранение контингента детей в школе.
Результаты стабильные или растут
2) Рост научно-методического обеспечения - образованность, профессионализм учителя;
- число педагогов-исследователей;
- категорийность (уровень профессиональной квалификации) кадров;
- работа в творческих, проблемных группах;
- работа НМС (программы, рекомендации);
- поощрения и награды за научно-методическую деятельность;
- участие в конкурсах, научно-практических конференциях, методических фестивалях.
Рост этих показателей имеет устойчивый характер
3) Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса - динамика удовлетворенности учителей, учащихся, родителей. Рост удовлетворенности
(по опросам, уровню взаимодействия с выпускниками школы).
Имидж школы.
4) Углубление развития - владение учителями личностно-ориентированными технологиями. Тенденция к овладению и применению личностно-ориентированных технолгий имеет устойчивый характер.
5) Рост достижений - динамика достижений учителя, ученика МОУ Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио) и системных.
6) Экономическое и материально-техническое развитие - материально-техническое и экономическое оснащение школы. Стабильность и улучшение материально-технического оснащения (не ухудшается)

 

Hosted by uCoz