Доклад на тему "Как правильно запрячь телегу?"
(корректировка программ предпрофильных элективных курсов)

Цель:

      Убедиться в необходимости корректировки программы как условии эффективности элективного курса.

Задачи:

  1. Изучить информационный материал об элективных курсах.
  2. Проанализировать программу проведенного элективного курса (по листу экспертной оценки).
  3. Провести корректировку данной программы.
  4. Предложить новый вариант программы элективного курса.

План:

      I.   Введение
      II. Корректировка программ элективных курсов как условие их эффективности
            1. Предпрофильное обучение и значение предпрофильной подготовки
            2. Элективные курсы в проекции модели образовательных технологий
                а) Модель образовательных технологий
                б) Элективные курсы в проекции модели
            3. Корректировка как непременный элемент любой образовательной технологии
            4. Корректировка программы элективных курсов предпрофильной подготовки для
                9-х классов «В мире словесности»
                а) Анализ программы с помощью экспертного листа
                б) Корректировка программы
                в) Создание новой программы с учетом корректировки
      Заключение

Введение

        Главной целью предпрофильных элективных курсов в условиях модернизации современного образования является создание образовательного пространства для осознанного самоопределения учащимися 9-х классов профиля. Поэтому задачи элективных предпрофильных курсов несколько отличаются от задач профильных элективных курсов.

        Предпрофильная подготовка предполагает, прежде всего, возможность учащимся попробовать себя в изучении разных предметов. Учитывая краткость предпрофильных курсов, учитель должен заинтересовать ученика, показать ему самые выигрышные стороны предмета, чтобы ученик, увлёкшись, захотел изучать предмет углублённо.

        Итак, перед учителем встаёт новая задача – создание программы элективного курса, соответствующей основным требованиям предпрофильной подготовки. И здесь учитель должен научиться составлять их сам: планировать, апробировать, корректировать. Учитывая опыт своей работы, хочу особо рассмотреть один из этапов модели образовательной технологии – корректировке программ.

Корректировка программ элективных курсов как условие их эффективности

        1. Предпрофильное обучение и значение предпрофильной подготовки

        Одной из концепций модернизации всеобщего образования является концепция профильного обучения.

        Профильное обучение – это система специализированное подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования.

        Принципы профильного обучения

        1) Принцип дифференциации обучения

        2) Принцип вариативности – предоставление нескольких вариантов образовательных траекторий (обучений). Учащийся может выбрать предмет с углубленным изучением.

        3) Личностно-ориентированная направленность – учет способностей, склонностей учащегося в отношении дальнейшей профессиональной карьеры.

        4) Принцип интеграции обучения – взаимодействие учреждений разного уровня в реализации образовательного процесса в школе (привлечение материально-технических, кадровых средств, ПО, СПО, ведомственные, медицинские и т.д.).

        Профиль – это комбинация базовых, профильных и элективных курсов (учебный план школы).

        Целевые установки профильного обучения

        Создать образовательное пространство, способствующее индивидуализации, дифференциации обучения и позволяющее более полно учитывать интересы, склонности, способности учащегося.

        Задачи профильного обучения

        1) Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов обязательной программы.

        2) Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальной образовательной программы.

        3) Расширить возможности успешной социализации учащегося, обеспечив преемственность программ общего и профессионального образования.

        Элективные курсы в системе профильного обучения являются средством наполнения индивидуальных образовательных программ.

        Исходя из этого можно выделить 5 функций элективного курса:

        1) Обеспечение углубленного изучения профильных курсов.
        2) Обеспечение межпредметных связей.
        3) Развитие содержания одного из базовых курсов.
        4) Социализирующие элективные курсы.
        5) Удовлетворение познавательных интересов школьника.

        Главной целью предпрофильных элективных курсов является создание условий для осознанного, социально-зрелого выбора профиля учащихся 9-х классов. Поэтому задачи элективных предпрофильных курсов несколько отличаются от задач элективных курсов профильных, т.е. курсов углубленного изучения предметов.

        Во-первых, этапы внедрения предпрофильной подготовки – 8-9 классы.

        Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, организационной деятельности, направленная на создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся 8-9-х классов.

        Цель предпрофильной подготовки: создать образовательное пространство.

        Задачи предпрофильной подготовки:

        1) Cформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям.
        2) Сформировать умение осуществлять выбор профиля, соответствующего его способностям и интересам.
        3) Сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования (самостоятельная работа, поиск, саморазвитие и т.п.).

        Осуществление предпрофильной подготовки:

        1) Увеличивается количество часов в вариативной части учебного процесса (за счет других предметов).
        2) Создаются классы предпрофильной подготовки.
        3) Опережающая профессионально-ориентационная работа.
        4) В рамках предпрофильной подготовки школьник обучается различным способам работы с информацией.

      Информационная работа – информирование учащихся и их родителей о возможных путях продолжения образования в рамках территориально-доступной образовательной сети города, района, области.

        Ответственные за информационную работу:

                • заместитель директора по учебной части, по науке;
                • специалист центра занятости;
                • школьный психолог.

        Организация информационной работы:

                • образовательная карта учреждений: как добраться, что сдавать, что получит.

      Профильная ориентация – специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки; проектирования вариантов продолжения обучения.

        Ответственные специалисты:

                • классный руководитель;
                • школьный психолог.

        Элективные курсы подразделяются на два типа:

        1) Предметно-ориентированные (факультативные).
        2) Межпредметные (ориентационные).

 

        Типы элективных курсов по содержанию:

        1) Программы элективных курсов повышенного уровня, направленные на углубление содержания учебного предмета, имеющие тематические и временное согласование с этим учебным предметом.

        2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы обязательных программ.

        3) Углубленное изучение разделов курса, не входящего в обязательную программу (этимология).

        4) Прикладные элективные курсы – знакомят с важнейшими путями применения на практике полученных знаний (редактирование текста, создание собственного текста).

        5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы, окружающей действительности.

        6) Элективные курсы, посвященные истории предмета (история языка).

        7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач.

    2. Элективные курсы в проекции модели образовательных технологий

        Модель образовательных технологий

        Профильное обучение – одна из многих образовательных технологий, внедрение которых в систему современного образования ведется сейчас в режиме эксперимента.

        Что такое образовательные технологии?

        Это разработанные методические системы, определяющие путь от конкретной цели к желаемому результату. Технологии беспредметны, т.к. они направлены на организацию подачи и усвоения материала независимо от содержания материала.

        Элективные курсы в проекции модели

        Проецируя данную модель на большую часть программ элективных курсов предпрофильной подготовки можно легко увидеть, что в них отсутствует такое важное звено как корректировка. А именно это звено является непременным условием эффективности элективных курсов. Так как профильное обучение – новое, экспериментальное направление в системе образования, то разработок по этой теме очень мало, приходится двигаться наощупь, и, соответственно, много ошибаться. Поэтому анализ своей деятельности, изучение полученных результатов в сравнении с желаемыми необходим для получения эффективных программ.

        3. Корректировка как непременный элемент любой образовательной технологии

        Прослушав курс лекций в ЧИПКРО по предпрофильной подготовке, я решила откорректировать имеющеюся у меня программу элективных курсов, которую я провела в 2004 году, в соответствии с требованиями к программам элективных курсов, о которых я узнала в феврале 2005 года. (Как всегда – сначала практика и шишки, потом теория – и «… ах, так это надо было сделать так!»).

        Вот почему мое сообщение названо «Как правильно запрячь телегу?» .

        Телегу как не запрягай, без коня она не поедет. А конь – это теоретическая база, разработанные методики, с помощью которых можно действовать на практике.

        Корректировка программы была необходима, как один из возможных этапов моделирования любой технологии.

        4. Корректировка программы элективных курсов предпрофильной подготовки для 9-х классов "В мире словесности"

        План корректировки:

        1) Анализ программы с помощью экспертного листа. Критерии экспертизы.
        2) Определение целей, задач новой программы с учетом результатов экспертизы.
        3) Создание новой программы.

        1. Анализ программы с помощью экспертного листа

        При максимальной оценке в 96 баллов программа получила 44 балла.

        Основные требования, которые не были разработаны достаточно полно:

        1) мотивирующий потенциал программы;
        2) инвариантность содержания программы;
        3) практическая направленность содержания программы;
        4) контролируемость программы;
        5) чувствительность программы к сбоям.

        Кроме того, в программе нет пояснительной записки. Название элективного курса недостаточно привлекательно.

        2. Корректировка программы:

        1) Написать пояснительную записку.
        2) Сократить объем теоретического лекционного материала.
        3) Больше часов отвести на практические занятия.
        4) Расставить контрольные точки.
        5) Ввести резервный час.
        6) Изменить название элективного курса.

        3. Создание новой программы с учетом результатов корректировки

        Новая программа названа необычно и, наверняка, привлечет внимание девятиклассников – «Винтики выразительности языка». К программе прилагается пояснительная записка. В ней объяснена актуальность выбора темы, указаны цели и задачи курса. Цель старой и новой программы практически одинаковы, однако задачи откорректированной программы более конкретны, четки.

        В тематическом плане уточнены темы, указаны виды деятельности учащихся на занятиях, расставлены контрольные точки. Количество часов увеличено до 14. Изменен характер итоговой работы: это не мини-рецензия на исходный текст, а создание собственного текста с использованием средств художественной изобразительности. Учтены резервные часы (2 ч.).

        Коэффициент оценки по экспертному листу – 77 баллов.

        Программа нуждается в апробации и последующей корректировке с учетом полученных результатов.

        Прослушав курс лекций в ЧИПКРО, проанализировав программу своего элективного курса, проведенного в I полугодии, проведя корректировку данной программы, прихожу к выводу, что корректировка элективного курса - необходимое условие эффективности образовательной технологии, в том числе и технологии профильного обучения.

Приложение №1

Проект программы

 

                Название программы элективного курса

                классы

                часы

                тип (предметно-ориентированная, межпредметная, ориентирующая)

 

Приложение №2

Пояснительная записка

 

                Содержательные идеи, ценности, приоритеты содержания образования программы:

                Цель курса:

                Задачи курса:

                Обоснование отбора содержания:

                Обоснование выбора логики:

                Общая характеристика учебно-воспитательного процесса:

                Планируемый результат:

                Технические указания к тексту:

Приложение №3

Лист экспертной оценки программ элективных курсов

 
Требования к программе
Весовой
коэффициент
Экспертные оценки программ
№1
№2

1.

Степень соответствия положению концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки.

 

+

+

2.

Новизна содержания программы для учащихся.

2

2

2

3.

Мотивирующий потенциал программы

2

1

2

4.

Полнота содержания учебного материала, включенного в программу

3

3

3

5.

Прогрессивность, научность содержания обучения

2

2

2

6.

Инвариантность содержания программы

1

1

3

7.

Соответствие степени обобщенности знаний, включенных в программу, ожидаемым результатам обучения

3

2

2

8.

Практическая направленность содержания программы

2

1

3

9.

Связность и систематичность содержания учебного материала в программе

3

2

3

10.

Соответствие способа развертывания содержания учебного материала поставленным целям

3

1

3

11.

Выбор метода развертывания содержания учебного материала для учащихся

2

1

3

12.

Контролируемость программы

1

1

3

13.

Чувствительность программы к сбоям

1

0

3

14.

Реалистичность программы с точки зрения времени, которое отведено на ее реализацию

3

1

3

15.

Эффективность программы с точки зрения времени, которое отведено на ее реализацию

1

1

2

 

Итоговая оценка программы

 

44

77

        За соответствие программы каждому из перечисленных требований экспертом могут быть выставлены следующие баллы:

        0 – если программа не соответствует данному требованию;
        1 – если программа частично соответствует данному требованию;
        2 – если программа в основном соответствует данному требованию;
        3 – если программа полностью соответствует данному требованию;

        Затем баллы умножаются на весовые коэффициенты, представленные в таблице.

        Наивысшая оценка за программу равна 96 баллам.

Приложение №4

Программа элективного курса «В мире словесности» для 9-х классов
(12 часов)

 

        Тема: В мире словесности.

        Цель: Пробудить интерес 9-классников к лингвистике с помощью подробного изучения словесных средств художественной изобразительности и частичного анализа текста (прозаического, стихотворного).

 

Темы для изучения

Часы

1.

Предмет словесности.
Слово и словесность.

1 ч.

2.

Понятие средств художественной изобразительности.
Виды словесных средств.

1 ч.

3.

Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза.
(работа с текстом) .

2 ч.

4.

Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота.
(работа с текстом) .

3 ч.

5.

Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, повторения, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора.
(работа с текстом) .

3 ч.

6.

Пути и приемы лингвистического анализа текста.
Индивидуальная работа с текстом.

2 ч.

Письменные работы:

        1) Конспекты.
        2) Образцы анализов текста.
        3) Мини-рецензия на тексты (индивидуальная итоговая работа).

Используемая литература:

        Горшков А.И. «Русская словесность», 10-11 кл., М. «Дрофа», 2002 г. (ч. 1, 2)

Приложение №5

Программа элективного курса по русскому языку

 

Винтики выразительности языка

(художественные средства выразительности языка в лингвистическом анализе текста)

 

9 классы

14 часов

Тип программы – предметно-ориентированная.

 


Пояснительная записка

        При введении профильного обучения в старшей школе необходима организация предпрофильной подготовки учащихся среднего звена, которая является предпосылкой для организации в школе филологического класса. Элективный курс «Винтики выразительности языка» должен оказать помощь самоопределиться, сделать осознанный выбор в дальнейшем обучении.

        Тема и программа курса актуальны в наше время, т.к. содержит необходимый материал для подготовки к выполнению части С (рецензии, отзыв) ЕГЭ.

        Данный курс является дополнением содержания базового курса. Открывает новые возможности для углубления знаний в разделе «Лингвистический анализ текста».

        Цель данного курса:

        Cоздать условия для реализации учащимися своего интереса к русскому языку как учебному предмету через изучение различных средств художественной изобразительности.

        Данная цель реализуется посредством решения задач:

        1) Изучить различные средства художественной изобразительности в теории.
        2) Учиться находить средства художественной изобразительности в тексте.
        3) Формировать навыки лингвистического анализа текста с нахождением средств изобразительности и объяснением их функций в тексте.
        4) Учиться создавать собственные тексты (мини-сочинения) и провести самоанализ на определение процента употребления художественных средств.
        5) Развивать творческие способности детей.

        Данный курс предполагает знание учащимися средств художественной изобразительности, приобретение умения находить средства художественной изобразительности и объяснять их функции в тексте; развитие умения применять изобразительные средства в создании собственных текстов.

 


Учебно-тематический план

 
Темы для учащихся Деятельность учащихся Контрольные точки Часы
1. Предмет словесности.
Виды словесных средств
Выразительное чтение. Диагностика ЗУН (анкетирование) 1 ч.
2. Эпитет. Сравнение.
Функции эпитета и сравнений в тексте
Работа с текстом   1 ч.
3. Аллегория.
Функции аллегории в тексте
Работа с текстом   1 ч.
4. Тропы: метафора и метонимия.
Сходство и различие. Функции в тексте
Работа с текстом   2 ч.
5. Гипербола и литота, их функции в тексте Работа с текстом   1 ч.
6. Тропы в художественном тексте Письменная работа (анализ текста) Контрольная работа 1 ч.
7. Фигуры речи: анафора и эпифора.
Их функции в тексте
Работа с текстом   1 ч.
8. Антитеза Работа с текстом   1 ч.
9. Риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение Работа с текстом. Выразительное чтение.   1 ч.
10. Выразительные средства языка в создании собственного текста Индивидуальная работа Сочинение с использованием выразительных средств языка. 1 ч.
11. Анализ созданных собственных текстов с точки зрения изобразительных средств языка Работа над ошибками Диагностика ЗУН (анкетирование) 1 ч.
12. Резервные часы Создание собственного текста   2 ч.
  14 ч.

Письменные работы:

        1) Конспекты.
        2) Образцы анализов текста.
        3) Собственные тексты с использованием изученных языковых средств.

Список используемой литературы:

        1) Горшков А.И. «Русская словесность», 10-11 кл., М. – «Дрофа», 2002 г.
        2) Серебрякова В.А., Нелюбова Н.Я. «Сборник программ элективных курсов гуманитарного профиля.», ЧИПКРО, Чита, 2004 г.
 
     
Hosted by uCoz